Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Приходящие в мою жизнь люди помогают мне добиться успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Нейропсихология - область психологии, тесно связанная в ми­ровой науке и практике с именем одного из выдающихся оте­чественных психологов - А. Р. Лурия. Эта наука из­учает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга «работают» при осуществлении различных пси­хических функций, например, когда человек решает арифметиче­скую задачу, запоминает, читает книжку, пишет письмо и т. п. Нейропсихология может помочь в определении точных при­чин возникших трудностей. Например, ребенок никак не может за­помнить последовательность месяцев в году, ответить на вопрос, что бывает раньше - весна или лето, и родители, приводя ребенка к специалисту, жалуются на плохую память: «Сто раз уже учили и ни­какого результата». Нейропсихологическая диагностика выявляет, что действительной причиной трудностей является несформированность отделов, обеспечивающих пространственно-временной анализ и синтез, а вовсе не слабая память. Или ребенок с нормальным слу­хом, зрением и интеллектом может иметь трудности в письме и чте­нии из-за несформированности пространственных представлений. Развитие пространственных представлений ребенка с точки зрения нейропсихологии
Пространственные представления связаны с работой височно-теменно-затылочной области коры головного мозга (зоны ТПО), являющейся областью перекрытия отделов мозга по перера­ботке информации зрительной, слуховой и тактильной модально­сти. Эти зоны играют основную роль в обеспечении сложных си­мультанных (пространственных) синтезов, объединяя работу не­скольких анализаторов.

Ориентировка в пространстве, правильная организация дей­ствия в пространстве — сложные деятельности, в которых участву­ют как правое, так и левое полушарие.

Базисные, рано формирующиеся функции связаны по преи­муществу с работой правого полушария. От него зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнести движение с вер­тикальной и горизонтальной координатами, возможность объеди­нить в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, процессы пространственного гнозиса (термин гнозис обозначает представления) и праксиса (термин праксис обозначает практическое действие) не связанные с речевой системой.

Левое полушарие «решает» более сложные задачи, особен­но те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опо­средованием. Несформированность  внутренних  квазипростран­ственных  синтезов выражается в сложности понимания логико-грамматических структур в речи, в трудности овладения счетными операциями (например, оперирование многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом), операции с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции).

Несформированность зрительно-пространственных функ­ций неизбежно приводит к существенному нарушению познава­тельных операций и наглядных мыслительных процессов.

Нарушение узнавания объектов окружающего мира (стимулов) называется агнозией. Дети с агнозией видят предметы, осязают их, слышат звуки, но не могут понять, что они означают. У некоторых детей и взрослых с различного рода агнозией возникает чувство дискомфорта и даже страха, т.к они не понимают назначения того, с чем сталкиваются в окружающем мире. Агнозия обусловлена локальным поражением тех или иных модально-специфических зон мозга.

Так, оптико-пространственная агнозия возникает при преимущественном повреждении верхнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого или правого полушарий мозга, благодаря которым осуществляется комплексное взаимодействие нескольких анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной). Особенно грубо оптико-пространственная агнозия проявляется при симметричных двусторонних очагах поражения.

Особенности функционирования зрительных зон мозга позволяют опознавать такие пространственные признаки зрительных изображений, как величина, удаленность, направленность, взаиморасположенность объектов.

Все эти характеристики предметов познаются в онтогенезе за счет ассоциативных связей между различными модальностями — тактильной, слуховой, зрительной. В соответствии с этим А.Р Лурия рассматривал, например, оптико-пространственные нарушения как дефект синтеза информации различных модальностей. Он указывал также, что они, как правило, проявляются во многих видах психической деятельности: двигательной, конструктивной, в вербально-логических операциях речи, в письме, счете. Такие расстройства различны по форме в зависимости от локализации очага поражения, и прежде всего от стороны мозга, в которой он расположен. В период овладения соответствующими видами деятельности причиной таких расстройств могут быт не только поражения, но и различные дисфункции созревания мозговых структур
Левополушарные (доминантные) очаги или дисфункции приводят к нарушениям пространственно-ориентировочной деятельности. Они характеризуются недостаточностью дискретно-логического анализа оптико-пространственных объектов. В этих случаях нарушены:
-схематические представления о пространственных соотношениях объектов действительности (неспособность осуществить поворот фигуры в пространстве, ориентироваться в географической карте, часах, пространственных играх, и т.д. ):
  • различные виды конструктивной деятельности, рисования;
  • схемы тела (аутотопагнозия);
  • называние и понимание слов, обозначающих пространственные взаимоотношения предлоги с пространственным значением — на, в, под, над и т.д., наречия типа далеко, сбоку, внизу и т.д., на основе чего часто возникает аграмматизм, характерный для больных с семантической афазией;
  • идентификация и называние пальцев рук (пальцевая агнозия);
  • письмо и чтение.
Правополушарные (субдоминантные) очаги поражения при оптико-пространственной агнозии и дисфункции наблюдаются значительно чаще, чем левополушарные. Они обусловливают недостаточность целостного восприятия пространственной ситуации:
  • симультанную агнозию, при которой имеется неспособность оценить смысл сюжетной картинки в связи с фрагментарностью восприятия пространственной ситуации, хотя узнавание отдельных объектов, как правило, остается сохранным;
  • нарушение опознания знакомой пространственной ситуации, неспособность воспроизведения ее по памяти;
  • нарушение схемы тела (аутотопагнозия), когда ориентация в расположении частей тела затрудняется потому, что они воспринимаются искаженными по величине, диспропорциональными.
Как следствие нарушения схемы тела и ослабления зрительного контроля возникают трудности построения движения в пространстве, т.е апрактоагнозия, состоящая в распаде упроченных бытовых навыков, например, одевания (апраксия одевания способности рисовать, совершать профессиональные действия и т.п.).

Список используемой литературы:
  • А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова «Изучаем пространство». - М.: Эксмо 2009 г.

  • Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии.- Астрель, 2005 г.

Педагог-психолог Кривуля А.П.