Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я иду от силы к силе, от успеха к успеху, от победы к победе
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

От чего зависит эффектив­ность работы памяти ребенка
Памятка родителям

Информация должна быть интересной и значимой для ребенка. Все, что вызывает подлинный интерес, запоминается легко и прочно. Чем больше новые знания соприкасаются с интере­сами, увлечениями ребенка, тем легче ему будет их запомнить. Вы на­верняка встречали ребят, которые увлекаются динозаврами и могут без труда назвать различные их виды. Старайтесь ис­кать различные пути для пробуждения интереса ребенка к изучаемой информации.

  • У ребенка должна быть сильная мотивация к запомина­нию информации.
    Информация может быть заучена, но если она не имеет устойчивой значимости для ребенка, то она, скорее всего, очень быстро будет забыта. Важно научиться создавать дополнительную мотивацию для ребенка, которая послужит стимулом к запоминанию и сохранению той или иной информации с большим желанием и продук­тивностью. Например, если вы сообщите ребенку, что собираетесь пое­хать с ним на каникулы в Диснейленд, где ему придется разговаривать на французском языке, то изучение иностранного языка будет происхо­дить гораздо успешнее.
  • Память в первую очередь реагирует на яркие впечат­ления и положительные эмоции.
    То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается легче и продуктивнее. Яркие события вспомнить легче, чем обы­денные, даже если они произошли совсем недавно. Постарайтесь помочь ребенку представить заучиваемую информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, тогда он усвоит ее с большей вероятностью и меньшими усилиями. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае эффект запоминания увеличивается в несколько раз.
  • Чем больше информации включено в деятельность, ко­торую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоми­нается.
    С одной стороны, если знания включены в какую-то деятель­ность, которую выполняет ребенок, то они усваиваются быстрее. С другой — особенно хорошо запоминается та информация, которая ис­пользуется в деятельности ребенка, то есть применяется на практике. Например, два одноклассника в одно и то же время выучили одну и ту же теорему. Спустя какое-то время один из них, который не при­менял ее больше для решения задач, обнаружит, что не помнит этой теоремы. А второй одноклассник, который пользовался ей, помнит ее отлично.
  • Заучиваемый материал должен быть понятен ребен­ку.
    Непонятная информация обычно не вызывает к себе интереса. А понятная, наоборот, запоминается быстрее и прочнее, так как ас­социируется с уже усвоенными ранее знаниями.
  • Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец. В психологии это явление называется «Эффектом начала и конца».
    Наиболее ценную информацию лучше обсуждать в начале или в конце занятий. Середина материала требует большего числа повторений, большего понимания и внимания. Здесь можно использовать установки на запоминание: «Это необходимо запомнить!». Такого рода обращения выполняют регулирующую роль по отношению к памяти ребенка.
  • Следует исключить запоминание одного материала сразу после запоминания другого.
    Если сразу после запоминания какой-то информации вы попросите ребенка приступить к запоминанию дру­гой, то последующее запоминание негативно отразится на предшеству­ющем. Это произойдет потому, что память, занятая переработкой уже воспринятой информации, столкнется с задачей фиксации новой ин­формации, и — как следствие — переработка информации пострада­ет. Поэтому при переходе от изучения одного материала к другому не­обходимо дать ребенку «передохнуть».
  • Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном.
    При   изложении   любого   нового   материала   надо   иметь   в   виду,   что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30 уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения   к   уже   известному,   может  быть,   к  тщательному   анализу  старого положения.
  • <Необходимо научить ребенка «организовывать» зау­чиваемый материал.
    В процессе заучивания важно группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит. Например, если для урока иностранного языка ребенок должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, напри­мер по первой букве, значению или ассоциациям. Важно научить ребенка составлять план заучиваемого мате­риала. Это поможет заметно облегчить запоминание, так как с по­мощью плана материал приобретает четкую, упорядоченную фор­му. Обычно в его составлении учитывают три момента:
    • разбивка материала на составные части;
    • придумывание для них заглавий, с которыми будет легко ассоциироваться все содержание данной части материала;
    • связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций.
  • Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребенка.
    Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время — около 11 часов. Во второй половине дня — около 16 часов, функциональное состояние человека в это время снова улучшается. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.
  • Память нужно «кормить» полезной для нее пищей.
    Во-первых, надо стараться кормить ребенка понемногу, но часто, что­бы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочте­ние следующей пище: целънозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация веществ и витаминов, которые очень полез­ны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти. Конечно, могут быть индивидуальные особенности организма, из-за которых ребенку может быть что-то противопоказано. Это необходимо обязательно выяснить с врачом, наблюдающим ребенка.
    Во-вторых, не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.

Список используемой литературы:
  • А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова «Развиваем память».- М.: Эксмо, 2009 г.
  • Г.А. Бариева «Методические рекомендации по развитию внимания, памяти, мышления младших школьников». - Асино, 2009 г.

Педагог-психолог Кривуля А.П.