Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Любовь к себе открывает двери к процветанию и успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Как научить ребенка любить читать?
Памятка родителям

Родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перейдет в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7-8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому.
  • Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи — собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните, когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится.
  • Мысль о том, что литература — учебник жизни, не нова, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ваш ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Приобщая его к книге, вы тем самым помогаете ему быть успешным в жизни.
  • Не пренебрегайте чтением вслух, используйте этот прием хотя бы в терапевтических целях, например, когда ваш ребенок заболел. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу ребенку, не забывая хвалить его за выразительность и артистизм. Попросите читать для себя или для бабушки. А может, ваша кошка или попугай окажутся большими любителями слушать сказки? На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это выработает навык и поможет вам установить, как он понимает прочитанное.
  • Проследите за тем, чтобы дома ребенок ни в коем случае не спешил, не читал громко. Взяв в руки книгу, ребенок приобщается к таинству мира поэзии и прозы. А какое же таинство может быть при «командном» голосе? Попросите ребенка представить, что в комнате сейчас засыпает тот, кому он читает волшебную историю на ночь. Распевайте на любимый мотив многосложные слова или колыбельные песенки. Ребята 1-3 классов с удовольствием делают «распевку» с помощью песен из мультфильмов.
  • Не страшно, если некоторые произведения вы прочитаете от начала до конца. Главное, чтобы ваше выразительное и вдумчивое чтение оставило след в душе ребёнка, помогло заработать его фантазии, воображению, побудило его к сопереживанию и последующим раздумьям  над художественным текстом.
  • Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потренируйте его на пословицах и поговорках. Пусть объяснит их смысл. Почитайте ему басни, но без морали, полезнее будет ему самому сформулировать ее. Когда вы читаете, просите ребенка рисовать. Это пробудит его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее. Только не забывайте все время хвалить!
  • Обсуждая с чадом его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе («Слушай, это прямо как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?», «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш»).
  • Обращайтесь к книжным цитатам, оперируйте ими, и вы увидите, как ваши дети будут все чаще и чаще находить спасение и душевный отдых в литературных произведениях. Классики русской литературы помогут вам всегда, в любой жизненной ситуации. К вам неслышно придет сам Антон Павлович Чехов именно в тот момент, когда ваш строптивый подросток устроит жуткий беспорядок в доме. Он ничего не скажет, а улыбнется и просто оставит записку: «Человек должен быть человеком, а не свиньей!» Обязательно с автографом.
  • Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте компакт-диски с аудиозаписями. Сейчас в продаже можно найти практически любое классическое произведение, прочитанное профессиональным актером или чтецом. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным.
  • Чтобы школьная литература не вызывала оскомину, предваряйте программу. Вы всегда можете заранее рассказать что-то интересное и необычное про тех, чьи произведения еще только будут изучаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами внепрограммных книг тех же авторов, сходить на спектакль. Тогда восприятие обязательных произведений будет позитивным.
  • Хороший результат дает чтение перед сном. Ведь известно, что именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под впечатлением этих событий.
  • Никогда не притворяйтесь, никогда не говорите, что любите читать, если книга— не ваша стихия! Если вы можете лукавить с собой, не делайте этого с детьми! Дети, как никто другой, чувствуют подделку. Но так же глубоко они чувствуют и подлинное!
  • Не переусердствуйте: пусть ребенок читает и отвечает на ваши вопросы только тогда, когда у него есть желание и силы. При первых признаках усталости или рассеянного внимания переключайте его на другой вид деятельности. Если интерес к чтению в данный момент пропал, не пытайтесь восстановить его «насильственными» методами. Это не приведёт ни к чему хорошему: любить «из-под палки» ещё никто не научился. А вот отвращение или скуку сформировать очень легко.

Список используемой литературы:
  •  А.Е. Соболева, С.В. Краснова «Чтение с увлечением». М.: Эксмо, 2009 г.

  • С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». М.: Ось-89, 2006 г.

  • Н.П. Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику». М.: Ось-89, 2001 г.

Педагог-психолог Кривуля А.П.