Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я отождествляю себя с успехом и изобилием
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется простым и ясным.
Помощь родителей в преодолении школьных трудностей

Одним из важнейших условий преодоления ребенком школьных трудностей является помощь родителей в подготовке домашних заданий. Чаще всего мы наблюдаем сотрудничество ребенка с мамой. Однако продуктивность такого сотрудничества бывает недостаточной не только в плане учебной работы, но и с точки зрения развития детско-родительских отношений. Одна из причин неэффективной помощи родителей своему ребенку заключается в различии, а порой полной противоположности стилей познания , способов освоения учебного материала. Другими словами, у каждого человека есть индивидуальный стиль познавательной деятельности, который формируется в течение всего периода обучения и является основой восприятия и переработки информации. Несовпадение стилей называется познавательный диссонанс.

Перечислим важнейшие параметры, по которым могут не совпадать познавательный стиль ребенка и взрослого:
  • направленность в изучении материала: от «общих» закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, от фрагментов к «целому», от элементов – к системе;
  • умение связывать вновь изучаемый материал с имеющимися знаниями;
  • абстрактная или конкретная форма восприятия материала (опирающаяся на наглядные иллюстрации);
  • умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;
  • наличие или отсутствие склонности к конкретным учебным дисциплинам;
  • эмоциональная окраска отношения к учебной деятельности и к общению с другими людьми в процессе этой деятельности.
Познавательный диссонанс можно наблюдать в случае, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие учебной задачи, а для взрослого – внимание к деталям и частностям. Бывает, что мама объясняет материал, опираясь на конкретные примеры, а ребенок успешнее воспринимает и перерабатывает информацию от общего к частному. К конфликту может привести преобладание у ребенка рассудительности, аналитического склада ума, а у матери, например, повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями.

Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а родитель имеет обыкновение обращать внимание на незначительные недочеты, то конфликт  познавательных стилей может перерасти в межличностный, а совместная деятельность будет малоэффективной.

Следствием возникшего диссонанса между познавательными стратегиями ребенка и взрослого, оказывающего помощь, часто становится формирование отрицательного отношения ребенка к учебной работе. Совместное выполнение домашних заданий осложняется устойчивым межличностным конфликтом «ребенок – взрослый». Нередко у детей, часто находящимся в такой ситуации, возникает «смысловой барьер» и, как следствие, полная  или частичная невосприимчивость к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.

Понимание взрослым особенностей познавательного стиля ребенка, а также осознание своего стиля деятельности, могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы школьника.

Оценить важные моменты в познавательном и личностном развитии вашего ребенка, в организации его учебной работы, в ваших взаимоотношениях по поводу учебы поможет предлагаемый опросник. Баллов подсчитывать не надо. Достаточно того, что Вы задумаетесь над ответами и, возможно, что-то захотите изменить в Ваших отношениях с ребенком, имеющим школьные трудности.
 
  • Какими словами Вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:
    • «Что было сегодня на завтрак?»
    • «Что ты сегодня получил, какую отметку?»
    • «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»
  • Сколько времени тратит Ваш школьник  на приготовление домашнего задания?
    • не более 1 часа
    • не более 2 часов
    • может просидеть за уроками до позднего вечера
  • Самостоятельно ли ребенок выполняет уроки?
    • работает преимущественно сам, Вы только проверяете работу
    • задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим – нуждается в дополнительной помощи с Вашей стороны
    • Вы делаете уроки с ребенком от начала до конца
  • Насколько хорошо ребенок понимает Ваши объяснения?
    • понимает быстро, Вы легко можете объяснить ему любой материал
    • понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного
    • лучше понимает объяснения других родственников, чем Ваши
  • Как Вы думаете, почему Ваш ребенок  ходит в школу?
    • ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи
    • ему интересно узнавать в школе новое
    • любит получать хорошие отметки
    • все ходят в школу и он ходит
    • боится, что будет наказан, если не пойдет
    • другой ответ
  • Как Ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?
    • говорит сам, по-деловому и откровенно
    • рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить
    • не говорит, прячет дневник, может стереть отметку
    • рассказывает только бабушке (дедушке), но не Вам
    • он никогда «двоек» не получал
  • Есть ли у Вашего школьника любимый школьный предмет?
    • есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум
    • есть несколько в равной мере предпочтительных предметов
    • любимые предметы: пение и рисование (физкультура)
    • другой ответ

По материалам газеты «Школьный писхолог»

Педагог-психолог

Кунакова Н.Ю.