Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое высшее «я» знает наилучший путь к счастью и успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Особенности мнемических функций в младшем школьном возрастеПрежде чем мы перейдем к рассмотрению особенностей мнемических функций в младшем школьном возрасте, давайте кратко коснемся того, что же такое «память». Всем хорошо известно, что то, что мы воспринимаем, ощущаем, о чем мыслим, т.е. все то, при помощи чего человек познает окружающий мир, не исчезает бесследно. Все это закрепляется, сохраняется и воспроизводится в дальнейшем. И именно Память представляет собой ту совокупность, комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает (происходит закрепление образов и представлений, которые возникали в прошлом опыте), хранит, (удерживает в памяти образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений) и воспроизводит (процесс оживления образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов и явлений, без повторного их восприятия) информацию. Недостаточное же развитие каждого из данных процессов может привести к затруднениям в обучении ребенка.

Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания наши ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, и ориентироваться в мире и его познании станет невозможно. Личность человека, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания – существуют благодаря памяти. Без памяти человек навечно остался бы в положении новорожденного.

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности.

В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения и приобретает ярко выраженный познавательный характер. Память ребенка все больше и больше приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Изменение функции памяти связано с тем, что значительно повышаются требования к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных задач на запоминание, возникающих в процессе школьной учебной деятельности. Теперь ребенок – школьник-первоклассник, и он должен многое запоминать – заучивать материал (начиная со стишков, и заканчивая в дальнейшем научными формулами), уметь пересказать его, и, главное, помнить заученный материал и уметь воспроизвести его в нужное время. И здесь важно сказать, что проблемы с запоминанием школьного материала оказывают отрицательное влияние на отношение ребенка к учебной деятельности, к самой школе.

Надо отметить, что у первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для самого ребенка сведения и события его жизни (эмоциональная память).

Необходимыми и неопровержимыми условиями развития памяти ребенка являются его заинтересованность в школьных занятиях, самостоятельная активная позиция ребенка и высокая познавательная мотивация. Однако, одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Таким образом, возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы (непосредственные реакции на происходящие события, наглядные конкретные предметы и образы) у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Можно сказать, что в этом возрасте преобладающая масса детей – «художники». Младшие школьники склонны к механическому запоминанию - целенаправленнму заучивание текста (стихи, правило, теорема) без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Однако, без специальной работы, направленной на формирование способов и приемов запоминания, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

По мере усложнения учебных заданий установка просто запомнить, механически, перестает себя оправдывать и это вынуждает ребенка искать приемы организации своей памяти. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.

Довольно часто таким универсальным приемом оказывается многократное повторение материала. Однако если ребенок пользуется только им на протяжении всего периода обучения в школе, то он не овладевает приемами смыслового запоминания, и его словесно-логическая память остается недостаточно сформированной.

Словесно-логическая память в младшем школьном возрасте существенно увеличивает свою роль в процессе запоминания материала.

Словесно-логическая память - эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти.

Основой словесно-логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Она основана на понимании, осмылении – т.е запоминание осуществляется на понимании смысла и логических связей. Низкий уровень развития словесно-логической памяти означает, что ребенок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуясь словесно-логическими, смысловыми или ассоциативными приемами запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.

В условиях школы эта сложность устраняется тогда, когда учитель обучает ребенка рациональным приемам запоминания. Так, исследователи выделяют два направления в этой работе: одно - по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.), другое — по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания.

Процесс развития словесно-логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, так как в подавляющем большинстве дети младшего школьного возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению. Надо отметить, что обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом дети начинают самостоятельно к концу обучения в начальной школе.

Важнейший прием запоминания — деление текста на смысловые части, составление плана. В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается, что при запоминании ученики I и II классов затрудняются разбивать текст на смысловые части, они не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше, лишь когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому с I класса работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда дети в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план решения сложной по содержанию арифметической задачи или литературного произведения), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.

В начальных классах применяются и другие способы, облегчающие запоминание, сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются учащимися в процессе непосредственного запоминания с учетом внешних вспомогательных средств (предметы, картины), а затем внутренних (нахождение сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.п.).

Таким образом, младший школьный возраст очень чувствителен и восприимчив для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик ребенка. Также важно чтобы родители, учителя смогли рассказать ребенку о разных приемах запоминания и помочь ему в этом нелегком труде по овладению теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для него.


Педагог - психолог

Савченко К. И.