Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я радуюсь успеху тех, кто рядом со мной
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Трудности пятиклассника Начало обучения ребенка в средней школе, как правило, сопровождается снижением успеваемости и дисциплины. Педагоги способны лишь констатировать этот факт, но не объяснить истинные причины этого, так как ограничиваются рамками педагогической компетенции.
Рассматривать же эту проблему следует с учетом всех психологических аспектов этого периода школьной жизни ученика.








Что влияет на успешность школьника на начальном этапе обучения в средней школе?

1.Формы, содержание и методы организации учебного процесса.
Увеличивается количество предметов и, соответственно, информационный поток, что вызывает перегрузки. Этому, как правило, сопутствуют  обездвиженность, нарушения режима питания, уменьшение времени отдыха, иногда учеба во вторую смену, совпадающая с периодом суточного снижения работоспособности. Все это непосильно даже для хорошо успевающего школьника.

2. Дидактические и методические средства обучения ориентированы, в основном, на учителя, который, хоть и творчески, переносит их на всех учащихся без учета возрастных особенностей развития.

3. Решающее значение в усвоении школьных программ имеют не сами знания и умения, а интеллект, понимаемый здесь как уровень развития познавательной сферы, таких мыслительных функций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, речевое развитие.

4. Часто к моменту перехода в среднюю школу не сформировано такое важное новообразование возраста, как произвольность (способность управлять своим поведением и деятельностью).
Несформированность интеллекта и произвольности часто является одной из главных причин школьной дезадаптации в этом возрасте. Тем более, что низкие результаты, полученные в начальной школе, с возрастом не корректируются, а лишь усугубляются.

5. Мотивационная сфера. Учебная деятельность младших подростков – это не только деятельность по усвоению знаний и умений. Это еще и способ формирования мотивационно-потребностной сферы ученика. Младший школьный возраст  - возраст становления мотивации учения.
К 5 классу может возникнуть «мотивационный вакуум», т.к. потребность в учении уже удовлетворена. В этот период отмечается угасание интереса к учебе. Уменьшается число учащихся с интересом, увеличивается число тех, кто учится из чувства долга.
По исследованиям психологов, все меньше учеников удовлетворены учебой, оценками, растет ощущение перегруженности, утомления.

6.Влияние отметки и оценки.
По словам английского психолога Р.Бернса, «в течение одного школьного дня ребенок подвергается непрерывной и систематической оценке».
В традиционной школе оцениваются, в основном, успехи в учебе, о которой судят по вербальным проявлениям интеллекта. Учащиеся с плохо развитой речью чувствуют себя вообще ни на что не способными.

7.Эмоциональный фон пребывания в школе.
У девочек уже в начале школьного обучения лучше развита речь и мелкая моторика. Они более послушны и опрятны, более спокойны двигательно. У мальчиков чаще встречается синдром гиперактивности, они более склонны к риску, в силу чего доставляют больше хлопот учителю, чем девочки. Таким образом, эмоциональный фон пребывания в школе более благоприятен у девочек, чем у мальчиков.

8. Отношения учителя с учениками.
Предметники плохо знают учеников,  поэтому не учитывают их индивидуальные особенности.
Ожидания учителя в отношении учеников часто зависят от стереотипов, установок и даже внешности ребенка, т.е. субъективны. В его отношениях с учениками проявляется эгоцентризм – «как он относится ко мне».
Для учеников очень важно первое впечатление от учителя. Существует довольно устойчивая зависимость между манерой поведения учителя на уроке и теми переживаниями, которые испытывает ученик.

9.Чувство взрослости.
Характерной чертой этого возраста становится зарождение чувства взрослости. Однако, претензия подростка на взрослость не признается ни взрослыми, ни сверстниками. Это может формировать чувство неполноценности, которое «коренится в действительной неполноценности лишенного власти младенца, в то время как вся она принадлежит взрослым» (Р.Мэй).

10.Влияние отношений с одноклассниками.
В начальной школе центром всех переживаний школьника был учитель. В средней - все большее значение приобретает общение со сверстниками. Замечено, что эмоциональное самочувствие ребенка в коллективе зависит от его реального положения, но не прямо, а через осознание своего места в нем. Это, в свою очередь, влияет на отношение к учебе и к школе. Коллектив имеет своих лидеров и отвергаемых, причем, часто предпочтения отдаются тем ученикам, которые получают больше положительных подкреплений  от учителя, у которых лучше развита речь и которые могут отстоять и обосновать свою точку зрения.

11.Влияние отношений в семье.
Примерно 75% детей испытывают проблемы, возникающие под влиянием дисгармоничных отношений в семье. Если аномалии семейного воспитания входят в альянс с неконструктивным стилем общения учителя с классом, отклонения в социальном поведении ребенка могут носить необратимый характер.
Переход из начальной школы в среднюю является таким периодом в школьной жизни ребенка, когда, по Выготскому, «происходит резкое изменение его «ситуации социального развития», вызывающее необходимость реконструкции сложившегося адаптивного поведения.

Что такое адаптация?
Адаптация – это свойство, присущее всем живым организмам, проявляющееся в приспособлении к изменившимся внешним условиям. Адаптация – это процесс и результат.
По одному из многочисленных определений, адаптация понимается как психическое здоровье личности, т.е. гармония с собой и с окружающим миром (Э.Фромм).

Дезадаптация – результат неблагоприятного исхода процесса адаптации.
Впервые понятие «адаптация» введено в 1930-х годах. С тех пор она стала предметом исследования многих отраслей науки, однако изучением школьной дезадаптации начали заниматься сравнительно недавно.

Под школьной дезадаптацией понимают те затруднения, переживаемые школьником, в силу которых овладение ситуацией школьного обучения становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие в процессе школьного обучения.

В силу сложных причинно-следственных связей трудно определенно сказать, что явилось причиной - школьная дезадаптация привела к возникновению затруднений или затруднения вызвали школьную дезадаптацию. Нужно помнить, что не всегда затруднения становятся причинами школьной дезадаптации. Поэтому говорят о «группе риска», состоящей из учащихся, имеющих предпосылки для возникновения школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – процесс, протекающий вне патологии. Это не болезнь, а
дисфункция, к тому же обратимая. Глубина, стойкость и длительность школьной дезадаптации зависит, во-первых, от того, насколько обратимы нарушения и, во-вторых, от позитивных изменений среды, в которой протекает жизнь школьника – в семье, среди сверстников, в классе.

Работа по профилактике школьной дезадаптации должна вестись в 2-х направлениях: в помощи дезадаптированным школьникам и в благоприятном изменении школьной среды.


кандидат психологических наук

Р.П.Чайка