Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я – воплощение изобилия и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Странные» ошибки при письмеК нам часто обращаются отчаявшиеся родители: «Наш ребёнок делает странные ошибки: слова переставляет, буквы путает, пропускает, наверное, это из-за невнимательности. Дома очень много пишем, тренируемся, но всё хуже и хуже. Не знаем, как быть? Учительница сказала, что это логопатические ошибки, и надо обратиться в ваш Центр «Успех» к логопеду. Но он же всё хорошо выговаривает?»

Ребёнок-второклассник вздыхает: «Опять писать будем?» Начинает старательно выводить буквы. Мама всё время напоминает ему: «Сядь ровно, как ручку держишь? Не отвлекайся, сейчас опять ошибок наделаешь!» Конечно, такая «помощь» не выручает. И в итоге - ошибки дисграфического характера: недостатки сформированности письменной речи. С этой проблемой ребёнку с помощью мамы не справиться. Нужны логопедические занятия по развитию письменной речи.

Что такое дисграфия, или недостатки сформированности письменной речи?
Почему они случаются, в чём проявляются?
Формирование письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью. Если работа какого-то анализатора грубо нарушена, на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.

Какие же причины приводят к задержке формирования процесса письма?
Огромное значение для овладения процессом письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.

Нарушение письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для Московской области эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.

Причиной нарушения письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят "мямли" или "еле языком ворочает").
Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления и, действительно, невнимательности.

Какие же ошибки должны привлечь наше внимание в первую очередь?
Существует несколько видов недостатков письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

1. Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск гласных, согласных в стечениях согласных букв, перестановка, вставка, недописывание букв, искажение слова, замена одной буквы на другую (парные звонкие и глухие согласные в четкой позиции, лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю, заднеязычные Г-К-X, сонорные Р-Л, Й-Ль, свистящие и шипящие С-Ш, 3-Ж, Сь-Щ, аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-Ть, Ц-Т, Ц-С, нарушение смягчения согласных - василки (васильки), смали (смяли), кон (конь), пропуск разделительных Ь и Ъ.

Смешение букв по кинетическому сходству:

о - а бонт, куполся, ураки, рабата и т.п. в ударной позиции...
б - д людит, рыдоловы, убача, мебведъ...
и - у прурода, криглый, дедишка, пула ...
п - т стасли, спанция, шатка, пемнеет...
х - ж можнатые, дорохки, поймал еха, ледожод...
л - м феврамь, кмюч, весемо, из серых скам ...
Г - Р Гечка, Габота над ошибками, Ролова, Ролод...


2. Ошибки на уровне слова.

  • слитное написание слов и их произвольное деление: нас тупила, виситнастене...,
  • смещение границ слов: у дедмо Рза (у деда Мороза),
  • морфемный аграмматизм- ошибки в словообразовании: рука-рукища, лисичий хвост, ветерный день, силънеет греет солнышко, лиса присторожиласъ...

3. Ошибки на уровне предложения:

  • отсутствие заглавных букв и точек,
  • аграмматизмы — нарушение связи слов: согласования и управления (Дети сидели на болъшими стулъя. Саша и Лена бегает.),
  • опускание, замена, реже - удваивание предлогов: вызвал доске, играю из
  • девочкой, в прохладную воду в светлой реки...
Учитель - первый человек, который может заметить эти специфичные ошибки и отправить на консультацию к логопеду. Обязательно последуйте его совету. Чем раньше начнётся помощь, тем больше шансов на полную коррекцию проблемы. Родители, чьи дети начали заниматься у логопеда, должны поддерживать с ним постоянный контакт, оказывать ему содействие в работе.

Несколько советов родителям по выполнению домашних заданий:
  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. Помните, всё, что говорим ребёнку, мы ему это внушаем! (В. Леви)
  • Выполняйте дома упражнение "корректурная проба". Это принесет пользу любому ученику.
Что такое «Корректурная проба»?
Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву "а" зачеркнуть, а букву "о" обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма (Н.Г. Свободина).

Познакомьтесь с логопедическими программами сопровождения в нашем Центре «Успех». Посоветуйтесь с вашим учителем, возьмите направление из школы и приходите к нам на консультацию. Для начала можно прийти без ребёнка, взяв только тетради с письменными работами ребёнка по русскому языку, математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и пр. и записаться на приём к учителю-логопеду. Дайте шанс своему ребёнку, сотрудничая вместе с вами, мы сможем преодолеть многие школьные трудности, имеющиеся у наших детей.

Учитель-логопед высшей категории
 
Калинская Элина Витальевна