Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я – магнит, притягивающий счастье, успех и благоприятные возможности
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Школьная неуспешностьВ настоящее время все чаще психологи и педагоги говорят о школьной неуспешности, стараясь придать этому понятию собственный статус и отделить его от понятий «школьная неуспеваемость» и «школьные трудности». По отношению к неуспеваемости понятие «школьная неуспешность» шире и включает в себя факторы, не имеющие отношения к успеваемости. Учебная успеваемость часто занимает далеко не первое место среди составляющих школьной успешности.
Школьная неуспешность и школьные трудности — не синонимы.  Школьник становится неуспешным, если школьные трудности не были вовремя выявлены, преодолены, приняли затяжной характер и явились причиной многих негативных последствий.


М.М.Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, школьными трудностями называет весь комплекс проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения».
Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, М.М.Безруких называет экзогенные (факторы внешней среды) и эндогенные (факторы роста и развития ребенка). Причины школьных трудностей в обучении очень разнообразны. Только знание и понимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков и адаптивного ресурса позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем. И выбирая методику помощи ребенку, необходимо прежде всего найти проблему, вызвавшую затруднение.

Очень часто трудности в обучении связаны с усвоением школьной программы, и найти причину этого психолого-педагогического явления бывает непросто. Мало того, что школьники не могут качественно усвоить учебный материал, они еще сталкиваются с вытекающими отсюда неприятными последствиями. Ситуации постоянного неуспеха ведут к равнодушию или негативному отношению к учебе, сопровождаются в большинстве случаев страхами, неврозами, депрессиями и серьезно сказываются на формировании личности ребенка. Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Школьная неуспешность является сильным стрессообразующим фактором, способствующим формированию дезадаптивных форм поведения. У таких учащихся могут наблюдаться агрессия, чувство противоречия, грубые нарушения дисциплины.
Часто неуспешность школьников связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, выражать свое мнение. Они испытывают страх перед опросом учителя, а этот страх может нанести вред как психическому, так и физическому здоровью (головные боли или боли в области живота и т.п.).

Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами и потому требует тщательного обследования самого ребенка и его ближайшего окружения.
Поэтому по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное, чтобы помочь ему эти трудности преодолеть. Своевременное обращение к психологу позволит подобрать для ребенка с помощью методик по диагностике школьных трудностей и корригирующему обучению необходимые развивающие игры, например, интеллектуальные, ролевые, или определенные занятия, например, ритмикой, оригами, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем.

Сейчас синдром школьной неуспешности, как и синдром дефицита внимания, дислексию и дисграфию относят к заболеваниям. Но синдром школьной неуспешности очень часто подменяют комплексом школьных проблем, именуемых школьными трудностями. Этот синдром характеризуется страхами, неврозами, стрессами, вызванными, в основном, несоответствием между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога. Усугубляется это тем, что постоянное опасение ребенка сделать ошибку отвлекает его внимание от выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Постоянного состояния волнения и тревоги приводят к низкой результативности, что в свою очередь ведет к серьезным неврозам.
К нарастающему беспокойству и повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.п.

Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения,  обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

Работу по предупреждению и преодолению школьной неуспешности необходимо проводить грамотно, с учетом психофизиологических особенностей ребенка, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приемы организации умственного труда. Необходимо создать ребенку   оптимальные условия, способствующие повышению работоспособности, интеллектуальному развитию, укреплению здоровья. В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения здоровье рассматривается как единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. В последнее время психологи и валеологи (те, кто занимаются научной организацией здорового образа жизни) говорят о психологическом здоровье, под которым понимается «высокий уровень социально психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими, объективным ощущением психологического комфорта и высоким потенциалом достижения благополучия в жизни» (Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., Аркти. 2005).

Очень важно создать доброжелательную обстановку, атмосферу творчества и сотрудничества, где многие страхи исчезнут, вырастет самооценка, сформируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Если такие условия трудно создать дома, можно определить ребенка в группу школьников с аналогичными проблемами на базе детского социально-психологического центра.

В работе по предупреждению или преодолению школьной неуспешности необходимо грамотно определить приоритеты. Начинать следует с формирования культуры умственного труда, которую составляют умения грамотно ставить цели, правильно расставлять акценты, планировать, экономить свое и чужое время, следовать намеченной цели и добиваться ее осуществления, анализировать и контролировать свои действия. Главная задача взрослого, работающего с ребенком в этом направлении, – помочь научиться слушать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, понимать закономерности процессов, явлений, вникать в суть вещей, стимулировать себя с помощью приемов самонастройки и т.п.

Со временем навыки умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, собранность и организованность, воля, трудолюбие, рассудительность и т.д. Все это – результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля. "Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования - научиться управлять своими желаниями", - справедливо заметил французский писатель Жозеф Жубер.

В результате недостаточной сформированности мыслительных операций, как правило, возникает поверхностное усвоение или неусвоение учебного материала. Ребенок будет испытывать трудности в осмыслении, понимании, запоминании и, как следствие, применении учебного материала, если он не умеет устанавливать связи между понятиями, фактами, событиями. Низкий уровень развития мыслительных операций, необходимых для успешного овладения программой массовой школы, часто сопровождается другими нарушениями в развитии ребенка. Об этом и о том, как предупредить и преодолеть школьную неуспешность, можно почитать на страницах образовательного сайта www.zanimatika.ru в статьях: Школьные трудности и школьная неуспешность, Помощь в обучении, Необычный контроль и т.д.