Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Выбирая светлые мысли, я программирую себя на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Взгляд психолога на школьные трудностиВзгляд психолога на проблемы школьника отличается от видения ситуации другими специалистами постольку, поскольку нас интересует весь комплекс личностных особенностей и душевных переживаний школьника, который может стать причиной для возникновения низкой успеваемости и конфликтов в образовательном процессе.


Среди возможных психологических причин появления школьных трудностей можно выделить индивидуальные типологические особенности, слабую концентрацию внимания, несформированность приемов самоконтроля и низкое развитие произвольности, низкий уровень развития восприятия, мышления, памяти, отсутствие школьной мотивации, заниженную самооценку, повышенную импульсивность, трудности в семейной ситуации, стрессовое состояние и пр.

Здесь нам хотелось бы обратить внимание читателя на то, что в семье к детям, у которых наблюдаются проблемы в школе, родители либо относятся строго, либо пытаются полностью игнорировать ситуацию, либо поощряют неприятие ребенком школы, зачастую основываясь при этом на собственном негативном опыте. Очень редки случаи, когда вмешательство родителя оказывает конструктивное влияние. Как следствие увеличения наказаний растет количество страхов у ребенка. У школьника падает самооценка, растет чувство неуверенности и тревожности, снижается желание вообще достигать чего-либо.

Результатом игнорирования может стать падение в глазах ребенка статуса школьника и изменение мотивации с учебной на общение, игру, что может стать причиной девиантного поведения. Ребенок, родители которого изначально настроены против школы, видит в этой среде враждебность и сам начинает провоцировать конфликты. Он отвергает фигуру учителя и не хочет учиться. В классе такой ребенок может стать изгоем, либо лидером, который поведет за собой из школы остальных учеников. В качестве конструктивных способов родительской реакции на школьные трудности можно выделить:
  • Поощрение достижений учащегося (нужно обязательно находить то, что удается ребенку и хвалить за конкретную сделанную работу). Пример: «Мне так приятно смотреть в твою тетрадку, написано чисто и аккуратно, практически нет помарок».
  • Не оценивать ребенка, а говорить о своих чувствах. Пример: «Я злюсь, когда ты смотришь телевизор вместо того, чтобы делать уроки».
  • Наказание должно идти сразу после не устраивающего поведения, при этом родитель не отвергает самого ребенка, а только поведение. Делаются 2 предупреждения, затем родитель обязательно выполняет обещание. Пример: «Если ты не начнешь заниматься, я выключу музыку. Ты не начал заниматься, я выключаю музыку, пока ты не закончишь свое домашнее задание».
  • Дать возможность ребенку понять самого родителя. Если Вы скажете ребенку о том, что с Вами происходит, ему не придется выстраивать в голове множество догадок, половина из которых будет ошибочна. Например: «Солнышко, я очень тебя люблю, но сейчас я очень устала, поэтому мне нужно отдохнуть немного и только после этого я смогу поиграть».
Каждый раз, когда Вы наказываете или поощряете своего ребенка, он должен четко понимать причину в максимально конкретной и доступной форме. Также ребенок должен чувствовать, что его любят вне зависимости оттого, что он делает. Мама может злиться и любить одновременно. Для ребенка важно знать это.