Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Моя подлинная природа знает путь к счастью и успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Интегративная оценка состояния здоровья ребенка


(из материалов для работы с кандидатами в замещающие родители)


Врач – терапевт высшей категории    В.Кунаков
Здоровье ребенка оценивается по критериям С.М. Громбаха: физическое развитие; нервно-психическое развитие; функциональное состояние органов и систем; резистентность (сопротивляемость) организма; врожденные пороки развития у детей младшего возраста; хронические болезни и последствия врожденных пороков развития у детей старшего возраста.

Предикторы или иными словами прогностические параметры здоровья ребенка отражены в истории его жизни (анамнезе), которую следует систематизировать по трем направлениям: генеалогическому, биологическому и социальному.

Генеалогический анамнез: родословная ребенка, болезни его близких родственников по восходящей линии. Важно знать, что наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям реализуется в разные периоды жизни: аллергические реакции проявляются в ранние периоды жизни, патология желудочно-кишечного тракта – в школьном возрасте, эндокринные расстройства – в периоде полового созревания, болезни сердца и сосудов (ИБС, артериальная гипертензия…) – в 40-50 лет.

Биологический анамнез: это данные об антенатальном (время  с момента образования зиготы до начала родовой деятельности), интранатальном (от начала родовой деятельности до перевязки пуповины – от 2-4 до 15-18 часов) и неонатальном (послеродовом – с момента рождения до 28 дня жизни) периодах жизни ребенка. Особенности, неблагоприятные моменты, отрицательно влияющие на  каждый из периодов – все имеет значение. Определяется «направленность риска»  на поражение определенных органов и систем.

Социальный анамнез: включает данные: о составе семьи (полная, неполная), образовательном уровне родителей, психологическом статусе семьи, условиях жизни семьи (квартира, дом, материальный статус), особенности семейного быта, национальных и религиозных особенностях и др.

Физическое развитие ребенка.
К показателям физического развития ребенка относятся прежде всего данные антропометрии: длина тела, масса тела и др.

Рост у мальчиков продолжается до 25 лет, у девочек до 21-22 лет.

Если показатели физического развития не выходят за пределы средних значений (плюс-минус две сигмы), они считаются условно нормальными (средними). При среднем уровне развития, а также выше и ниже среднего при соответствии массы тела его длине следует думать о варианте нормы. Если рост низкий  или высокий при любой массе тела или если масса ниже или выше нормы (разница более двух сигм), ребенок нуждается в углубленном обследовании.

Масса тела изменяется в течение дня. Существуют различные методики определения массы тела и сравнения ее с должными величинами. Например, такой расчет «идеального» веса:
  • при 165 см роста – 100  = 65 кг
  • при 165-175 см – 105 = 60-70 кг
  • при > 175 см -110 = …
Сейчас достаточно популярен индекс Кеттле:
Масса тела равняется отношению значений веса тела в кг (например 60 кг)к  росту(выраженному в метрах), возведенному в квадрат (1,65Х1,65=2,72), т.е. 60 кг/2,72=22,05
Результат оценивается так:
При получении значений до 20 – дефицит массы тела
  • От 20 до 25 – норма
  • От 25 до 30 избыточная масса тела
  • Более 30 – ожирение
С помощью простейших проб можно оценить функциональное состояние организма.
После 11-12 лет показатели пульса и АД у взрослых и детей, практически равные.
Нормальный пульс – это количество сокращений сердца в минуту  - 60 -90.
Менее 60 – брадикардия (допускается у спортсменов), более 90 – тахикардия (как правило, повод для обследования).

Проба с приседаниями: за 30 секунд 20 полных приседаний
  • Если пульс + 25% - хорошо
  • + 50-75% – удовлетворительно
  • + 75% - неудовлетворительно
Значения АД очень индивидуальны, но для подростков чаще характерны границы близкие к 90/60 мм рт. ст. или 110/70 мм рт. ст.

Проба с задержкой дыхания:
На вдохе – 39 секунд – неудовлетворительно
  • 40-49 – удовлетворительно
  • > 50 – хорошо
На выдохе –  34 секунд – неудовлетворительно
  • 35-39 – удовлетворительно
  • > 40 – хорошо

Нервно-психическое развитие ребенка

Для оценки этого показателя здоровья необходимо тщательное обследование ребенка по определенным критериям не реже  одного раза в месяц на первом году жизни и не реже.

1–го раза в квартал на – на 2-3 –м году. Без детального динамического исследования невозможна  ранняя диагностика перинатальных нарушений ЦНС у детей раннего возраста, а при поздней диагностике даже комплексное лечение малоэффективно.

Наиболее значимы на первом году жизни зрительные ориентировочные реакции, слуховые ориентировочные  реакции, эмоции, общие движения, движения руки и действия с предметами, подготовительные этапы развития активной речи, подготовительный этап понимания речи, навыки.

На 2-м году жизни наиболее значимы сенсорное развитие, общие движения, игры с предметами, активная речь, понимание речи, навыки.

На 3-м году,  кроме перечисленных показателей, исследуется понимание речи.

По результатам исследования детей относят к той или иной группе нервно-психического развития.

Функциональное состояние органов и систем. Контролируются основные параметры: частота дыхания  и сокращений сердца  в 1 минуту (обязателен анализ ЭКГ в любом возрасте), АД, гемоглобин, конституция, сон, аппетит, поведение во время бодрствования. Могут выявляться функциональные нарушения, иногда преходящие (диспропорция роста), иногда оказывающиеся преморбидом (состояние предболезни) патологии. Поэтому дети с функциональными отклонениями требуют пристального внимания врача, нуждаются в ежемесячном осмотре, составляя группу риска соматической патологии.

Оценка степени резистентности. Условным критерием отнесения ребенка к группе сниженной резистентности является частота заболеваний в течение года более четырех раз (имеются в виду не тяжелые болезни, а такие, как ОРВИ и т.п.) либо наличие хронического очага инфекции.  По результатам  оценки здоровья определяется группа здоровья ребенка по специально разработанным  критериям.

Литература
1. И. Н. Денисов, Б. Л Мовшович
«Общая врачебная практика (семейная медицина)» Москва , 2005

2. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей:
Справочное пособие для педиатров / Под редакцией В.А. Доскина, М.Н. Рахмановой,
М., 1993. – 105с.