Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я нахожу возможность для успеха в любой работе
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Особенности современного родительства


Катречко О.В.
педагог-психолог
Начиная разговор об особенностях современного родительства я хотела бы ответить на  следующие вопросы:
  1. Какова современная социокультурная ситуация.
  2. Мифы развития современного дошкольника.
  3. Проблемы социализации современных детей.
  4. Проблемы современных родителей.
Отвечая на первый поставленный вопрос о социокультурной ситуации надо отметить факт важности данного понятия, т.к. психика ребенка формируется не в стерильной лаборатории; индивидуальное мышление как высшая психическая функция формируется в процессе социализации. Язык, орудия труда, система исчисления, алфавит, искусство и т.п. суть формы «накопленного социального капитала, развившиеся за тысячелетия. Этот опыт осваивается человеком посредством передачи культурного опыта от родителей, педагогов, народа в целом.

1. Какова же современная ситуация развития ребенка:
  • Современному ребенку в нашей стране гарантировано право до трех лет находиться дома. (современная мама может не работать по закону). Однако, для некоторых детей это невозможность общаться со сверстниками и другими взрослыми. Мама не водит ребенка в детский сад, но она может гулять с ним на детской площадке, водить его на занятия, а может и не делать этого.
  • Большинство современных родителей ориентированы на раннее развитие ребенка (часто без учета физиологии развития ребенка и его индивидуального темпа развития).
  • Ограничение контакта со сверстниками (так наз. «коттеджные дети»).
  • Замена общения со взрослыми техническими средствами. (в дошкольном возрасте сами родители дают гаджет, в 10 лет пытаются его забрать).
  • Исчезновение игры, как ведущего вида деятельности (игры - инициатором, которой является ребенок, где он получает общение, эмоции, активность, инициативу). Родители практически перестали играть со своими детьми.
  • Неадекватные требования к ребенку.

2. Мифы развития современного дошкольника:

1 Миф – «окно» развития дошкольника «закрывается» в шесть лет.

Однако это не соответствует истине. Физиологи отмечают, что разные участки коры созревают в свое время, общая зрелость коры происходит к 25 годам (всегда есть индивидуальные особенности). Ранее всего созревает сенсо-моторная кора, поэтому так важна физическая активность в первые годы жизни. Чем больше нейронных связей образуется, тем больше ресурсов для развития. Фронтальная кора созревает позже, поэтому не стоит ругать своего шестилетнего ребенка за отсутствие силы воли, волевой компонент мозга пока еще не сформирован. У него нет еще произвольной регуляции, но она может и не сформироваться если вы будете предъявлять своему ребенку завышенные требования. Если вы ставите вашему ребенку задачу неадекватную его возрасту, то может произойти блокировка мозга. Т.е. сверхтрудные задачи не развивают мозг, а блокируют развитие. Для развития коры нужны новые, нестандартные, сложные задачи, тогда в любом возрасте будут образовываться новые связи. Еще раз отмечу задачи сложные, но не сверхтрудные!

2 Миф – современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект.

На данный момент современных исследований подтверждающих данный миф – нет! Напротив есть исследования, что у современных детей плохо развит вербальный интеллект, еще хуже письменная речь. Эти проблемы, во многом, мы формируем сами, заставляя своего трех-четырехлетнего ребенка учиться читать. Чтение основано на дифференцировке букв, это связано с формированием избирательного внимания, которое формируется к 6-7 годам. Заставляя читать ребенка раньше,  мы предлагаем ему сверхтрудную задачу, которая, как мы уже говорили выше, служит не развитию, а блокировке развития. В дальнейшем такой ребенок так и не сможет бегло читать и получать удовольствие от чтения. Конечно, всегда есть исключения из общего правила. И какой-то ребенок может сам изъявлять желание учить буквы и читать, но это именно индивидуальные случаи. В этом случае следует помочь ребенку, возможно в его развитии, эта функция коры мозга уже созрела. По учению Ж. Пиаже о стадиях развития, мозг любого ребенка последовательно проходит все стадии развития, но по времени это может несколько различаться. Главный закон развития – индивидуальный темп!

3 Миф – читать и писать ребенок должен научиться как можно раньше.

Научные исследования опровергают данный факт, т.к. только в 6-7 лет мозг функционально готов к обучению чтению и письму (формируется избирательное внимание). Обучая ребенка рано этим функциям мы можем получить обратный эффект. Ребенок так и не научится бегло читать. И уж тем более не полюбит чтение, т.к. чтение вызывает у него много трудностей.

3. Проблемы социализации современных детей:
Институты социализации в современном обществе:
  • Семья
  • Школа
  • Средства массовой информации
  • Социальные сети
Семья: Современная семья характеризуется «прозрачностью» границ (родители могут работать дома, контролировать ребенка по телефону). Появился дистанционный контроль (электронный дневник, запароливание гаджетов, установление программ через телефон местоположения ребенка). В результате чрезмерная опека и контроль.

Школа: Границы остались жесткими. Снижение интереса к школьному обучению. Школа перестала быть местом встречи ребенка с культурным содержанием в широком смысле, скорее современная школа – это место обучения предметам (узкое содержание).

Средства массовой информации: Современные средства массовой информации несут много негативной, противоречивой информации. Доступ к средствам массовой информации практически нельзя ограничить детям (благодаря интернету). Часто информация противоречит тому, что говорят родители.

Социальные сети: Социальные сети могут оказывать негативное влияние на детей посредством неограниченного доступа в сеть любого человека (насильника, извращенца, девочки выдают себя за мальчиков, изменяют свой возраст и т.п.). Возникают новые зависимости – от лайков, постов и т.п. Интимно-личностное общение приобретает виртуальный характер.

4. Проблемы современных родителей:
  • У первородящих женщин чаще всего нет опыта общения с младшими детьми (т.к. современные семьи чаще имеют одного ребенка). В 19 в. начале двадцатого века семьи в основном были многодетные и старшие дети помогали в воспитании младших. Сейчас же матери, родившие первого ребенка даже бояться взять его на руки. Старшее поколение чаще живет отдельно. Та обширная педагогическая информация, к  которой пытаются обратиться новоявленные современные родители,  часто дает противоречивые взгляды на воспитание и может иметь коммерческий характер.
  • Вторая половина двадцатого века (в частности после второй мировой войны) характеризовалась понятием «детоцентричность  семьи», когда родители были ориентированы на воспитание детей, могли не разводиться только чтобы не навредить детям, приносили в жертву карьеру (особенно женщины), старались жить «оседло».
  • В современном мире произошла смена ориентиров с «детоцентричности  семьи», на «взрослоцентричность». Особенно это проявляется  в западных странах (но и у нас тоже) – люди легко разводятся, т.к. теперь и одна мать материально способна воспитать ребенка, частая смена места жительства из-за различных предложений по работе. Невозможность обзавестись собственным домом из-за дороговизны. Родители больше заняты своей работой, карьерой, своим развитием и отдыхом, чем детьми. Функция родителя сводится к тому, чтобы накормить, купить одежду, проверить домашнее задание. Родители не играют со своими детьми, не проводят время вместе с пользой для ребенка и мн. другое.
  • Растерянность современных родителей перед тем количеством выбора по воспитанию, который сейчас есть в мире ( в результате родители поступая тем или иным способом, не понимают правы они или нет, некоторые матери уже просто не доверяют себе – своей интуиции и здравому смыслу). Часто в разговоре современных родителей можно слышать психологические термины: привязанность, сензитивные периоды, нейропсихология, в этом возрасте ребенок должен уметь то-то, а в этом то-то и т.д. и реже мы говорим про любовь, чувства, отношения!
В данной статье я попыталась обозначить проблемы современного родительства. Выражаю надежду на то, что те кто прочитают эту статью задумаются о своем отношении к детям и тем современным реалиям в которых мы с вами живем.