Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мои убеждения определяют успех, с которым развивается моя карьера
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Народная культура как средство профилактики буллинга у детей в современном семейном воспитании


Кунакова Н.Ю.
Педагог-психолог
к.п.н.
Нежелание ребенка посещать школу, отказ находиться в классе, чаще всего связан с жалобами подобного рода: «меня обзывают, игнорируют, насмехаются, унижают и т.п.», что может относиться как к одноклассникам, так и учителям. Все перечисленные жалобы имеют отношение к понятию буллинг. Явление буллинга (от англ. bully — задирать, запугивать - агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников) – это не очередное новшество, которое придумали социологи и психологи. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в современном обществе проявление жестокости среди детей и равнодушия со стороны взрослых принимает нереальные черты. Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.

Буллинг часто представляет собой скрытый процесс, и когда проявления его становятся очевидными, предпринимать какие-либо действия для исправления положения оказывается чрезвычайно сложно, а иногда и поздно. Некоторые дети, столкнувшись с проблемой преследования, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Исследования зарубежных (Д.Лэйн, Д.Олвеус, В.Бесаг) и российских ученых (И.С.Кон, И.С.Бердышев, О.А.Маланцева), занимающихся гендерными особенностями, позволяют выделить следующие особенности проявления буллинга у подростков: если десять лет назад мальчишеские группы проявляли физическую жестокость – избивали жертву, а девочки применяли косвенное, вербальное унижение, то сегодня в проявлении физического насилия обе группы почти сравнялись.

Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека порождают внутреннее или внешнее сопротивление. Внешнее сопротивление выражается в нарушениях дисциплины, непослушании, неповиновении. Внутреннее: когда есть уход от контактов, самообвинение, аутоагрессия, самообвинение. И внешнее, и внутреннее сопротивление осложняет отношения, разрушающе действует на личность ребенка. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, найти выход из среды, где подвергается насилию.

Наблюдения специалистов ППМС Центров, школьных психологов подтверждают рост числа школьников, испытывающих проблемы, обусловленные высоким уровнем стресса, апатии, тревоги и страхов (среди них — страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.); агрессии, аутоагрессии, сильными чувствами вины и обиды. Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, имеющие глубокие психологические проблемы, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели.

Перечислим факторы, влияющие на проявления буллинга у детей:
  • предшествующий опыт жизнедеятельности, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования
  • недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений;
  • психоэмоциональный фон ближайшего окружения, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряженности взрослых в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Многообразие отношений между членами семьи, глубина и искренность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка - все это создает психологически безопасную среду для развития ребенка. Эмоциональный климат семьи, в которой растет ребенок, является очень важным фактором его развития. Однако многие родители часто не замечают эмоциональных переживаний ребенка или считают их беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные упреки, порицания, одергивания, окрики, моральные и физические наказания, неадекватные требования к поведению ребенка. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук. При этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что жизнь такого ребёнка протекает в обстановке сплошных конфликтов с родителями и педагогами. А это не только не способствует улучшению его поведения, а напротив, ведёт к ухудшению за счёт вторичных адаптационных реакций протеста, отказа, оппозиции. Многие родители и педагоги прибегают к крику как к самому быстрому способу заставить ребенка выполнять свои требования, особенно, когда дети уже привыкли к такому общению и не реагируют на замечания, высказанные спокойным голосом. Крик может стать причиной тяжелой психической травмы у ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребенка, как в семье, так и в коллективе сверстников.

Одним из средст профилактики буллинга у детей дошкольного и младшего школьного возраста является их приобщение к народной культуре. Народная культура представляет собой многообразие традиций, обычаев, обрядов и верованиий. Семья обеспечивает преемственность традиций, как основы уклада дружной крепкой общности, у которой есть будущее. Традиции сближают, укрепляют чувства, взаимоуважение и взаимопонимание. Традицией является обсуждение вопросов семейной жизни, когда все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, обсуждают планы на будущее, планируют распорядок дня. Дети также высказывают свои мнения. Традиция читать на ночь существует во многих семьях. Традиция - вместе с ребёнком составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Семейные традиции дают возможность ребенку оптимистично смотреть на жизнь, формируют чувство гордости за свою семью, дают ощущение стабильности и надежности окружающего мира.

Сказки являются важными средствами семейного воспитания. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. В сказках поднимаются многие проблемы отношений между людьми.

Центральное место в системе семейного воспитания занимали в прошлом детские игры, некоторые из них и сегодня популярны и любимы в детской среде, например: "Жмурки", "Прятки". Эмоциональная окраска, дух соперничества, активные двигательные действия заставляют ребенка прилагать значительные физические и волевые усилия, что развивает выносливость, ловкость, сноровку, смелость, отвагу. Наши наблюдения показывают, что около 60% родителей не знают народные игры, 25% знакомы с некоторыми из них.