Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я учусь гармонии и успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Компьютер + дети = ?

часть 2
Богачкова Н.Л.
педагог-психолог 1 категории
Как сохранить физическое здоровье ребенка, позволяя ему пользоваться компьютером, мы разобрались.

Но существует еще один страх, который представляется гораздо более серьезным, чем снижение зрения или неправильная осанка. Это появление компьютерной зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка теряется способность переключаться на другие развлечения, развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, обнаруживается бедность эмоциональной сферы, возможно агрессивное поведение. Ребенок, который проводит за компьютером длительное время, постепенно начинает испытывать трудности в общении со сверстниками, теряет контакт даже с теми, с кем раньше был дружен.

Определить, есть ли у ребенка компьютерная зависимость, можно по следующим признакам:
  • Ребенок значительную часть времени проводит за компьютером, фактически отказываясь от другой досуговой деятельности.
  • Игра занимает все внимание ребенка, даже когда он в нее не играет. Уже по дороге из школы он начинает мечтать, как дома сядет за компьютер: что сделает в следующий раз при прохождении сложного уровня, какие артефакты приобретет, как расположит домики в виртуальном городе.
  • Ребенок проявляет во время игры бурные эмоции: плачет и кричит, выражая крайнюю досаду от проигрыша. Или, наоборот, воспринимает победу как самое яркое событие дня.
  • После прекращения игры по требованию родителей ребенок тревожен, подавлен, либо проявляет недовольство, кричит.
  • Компьютер полностью заменяет ребенку реальное общение со сверстниками и близкими.

Компьютерной зависимости наиболее часто подвержены дети, которые испытывают дискомфорт при встрече с реальностью. Ребенок, живущий в эмоционально благополучной семье с понимающими и любящими родителями, имеющий друзей и разнообразные интересы, не станет менять все это на компьютерную игру. А вот отсутствие понимания, доверительных отношений (не путать с «сыт-одет-обут-на-море-был») как раз является причиной, по которой ребенок ежедневно сбегает из дома. Но не на улицу, а в виртуальную реальность.

В повседневной жизни он совершает ошибки, получает негативные оценки и сталкивается с необходимостью что-то менять в себе. А компьютер переносит ребенка в мир, где он может почувствовать себя умнее, смелее, сильнее, красивее, чем в реальной жизни. Дети «прячутся» в компьютер от одиночества, семейных неурядиц, непонимания, ощущения беспомощности и собственной малозначимости.

Отдельно хочется затронуть тему детской агрессии, спровоцированной компьютерными играми. Большинство популярных компьютерных игр построено на том, что надо кого-то убить: людей и инопланетян, монстров и животных. При этом ручьем льется кровь, слышатся крики и стоны. Конечно, назвать такие игры полезными нельзя, но и считать их единственной причиной детской жестокости неправильно. Сколько таких игр выпускается в год и сколько людей в них играет? Выделяя в качестве образца поведения компьютерные игры, мы забываем, с каким изобилием насилия сталкиваемся в кинематографе, в телевизионных сюжетах, репортажах и сериалах. Причем там все показано гораздо нагляднее и красочнее, чем в любой самой технологически совершенной игре.

Данные исследований на эту тему говорят о том, что игры с кровожадным содержанием способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (6-9 лет). Однако ровно так же влияют на детей фильмы и телепрограммы с элементами насилия.

Конечно, желательно оградить малыша от злых и жестоких игр, но не стоит забывать, что большую роль в формировании характера ребенка играет окружающая среда и атмосфера семьи, в которой он растет. И не удивляться, что подросший малыш, которого «утешал» гаджет, не способен проявить сочувствие к кому бы то ни было.

Подумайте, как часто вы сами держите в руках смартфон, в перерыве между домашними делами находите несколько минут, чтобы сыграть на планшете в любимую игру или открываете ноутбук, проверяя почту. Если мама на несколько часов «зависает» в Интернете, «качая» кулинарные рецепты или общаясь в соцсетях, странно ожидать, что ее ребенок научится управлять своим компьютерным временем. Если младший член семьи видит, что родители не выпускают из рук гаджеты, то не ждите, что он будет вести себя иначе.

Желая избавить ребенка от компьютерной зависимости, нельзя просто забрать у него компьютер или планшет. Такой способ решит проблему только здесь и сейчас. Сама же зависимость никуда не уйдет: ведь отобрали средство, а не само желание играть. Важно найти то, чем можно заменить компьютер. И чем старше ребенок, тем сложнее решить эту проблему.

Обобщая вышесказанное, можно сформулировать несколько полезных советов:
  • Ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером. Это должно стать правилом, которое не обсуждается.
  • Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Если допуск к планшету становится поощрением за успехи, а лишение его — наказанием за провинности, это может исказить шкалу ценностей ребенка.
  • Заведите семейную традицию ходить куда-нибудь вместе хотя бы раз в неделю. Это могут быть походы в парки, музеи, кино, на выставки.
  • Постарайтесь понять, что именно нашел ребенок в игре – возможно, ему не хватает этого в реальности. Например, если это игра-квест, можно попробовать устроить приключение «наяву».
  • Обращайте внимание ребенка на положительные эмоции, связанные с событиями из жизни. Со временем он поймет, что мир вокруг него более интересен, чем мир виртуальный.
  • Занимайтесь совместным творчеством. Используйте краски, мозаику, пластилин, глину и т.д.
  • В качестве альтернативы гаджету у ребенка должно быть достаточное количество наборов для творчества и для активных игр, других игрушек, книг.
  • Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, в которые сами играли в детстве. Поделитесь ими с ребенком, играйте вместе с ним, — и получите несомненное удовольствие.
Вред компьютер приносит только тогда, когда дети (и взрослые!) не соблюдают простые правила, помогающие сохранить своё здоровье и не впасть в психологическую зависимость от умной машины. И приобретая для своих детей компьютер – вещь полезную, если не сказать необходимую, – мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт им компьютер.