Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я самостоятельно вырабатываю для себя критерии достоинства, красоты, успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Компьютер + дети = ?

часть 1

Богачкова Н.Л.
педагог-психолог 1 категории
Согласно данным опроса ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), сейчас в России насчитывается 52% владельцев персональных компьютеров. Для сравнения: в 2001-м их было всего 8%, т.е. данный показатель вырос примерно в 6,5 раз.

Современные дети растут в мире, где компьютер – обыденная вещь. То, что нынешним взрослым еще недавно представлялось чудом техники, для них чудом не является. Сегодня компьютерные классы открываются в детских садах, центрах дошкольного развития, в начальной школе. С помощью компьютерных программ осуществляется обучение и развитие детей. И хотя в прессе регулярно появляются статьи о вредном воздействии компьютера и компьютерных игр на развитие детей, надо признать, что компьютер – неотъемлемая часть технического прогресса, и оградить ребёнка от него невозможно. Более того, подростку, которого родители полностью изолировали от компьютера, будет гораздо сложнее стать специалистом в какой бы то ни было профессиональной области, чем его сверстнику, являющемуся уверенным компьютерным пользователем.

Так какая же польза детям от компьютера? Однозначно можно утверждать, что правильно подобранные игры помогут ребенку развивать моторику и внимание, тренировать память, получать и закреплять новые знания. Главное – соблюдать чувство меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. Поэтому важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером.

Компьютерные игры способствуют формированию координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх детям необходимо научиться нажимать пальцами на нужные клавиши. Это развивает мелкую мускулатуру рук — тонкую моторику. Кроме того, действия рук необходимо сочетать с действием на экране. Так совершенно естественно, без специальных занятий, развивается зрительно-моторная координация.

Для ребенка занятия на компьютере — это, прежде всего, игра. И любые обучающие программы, будь то изучение алфавита или иностранного языка, счетные операции, задания на обобщение и т.д. покажутся ему более привлекательными на экране монитора. То есть компьютерные программы создают дополнительную мотивацию у обучающегося ребенка.

Умелое использование Интернета позволяет быстро найти необходимую информацию. Нужные книги не всегда оказываются в домашней библиотеке, да и мир вокруг настолько быстро меняется, что сведения из книг иногда «отстают» от реальности. Тогда на помощь и приходит компьютер.

Важный вопрос, который решают для себя родители: с какого возраста сажать свое чадо за компьютер? Каждая семья делает выбор индивидуально: некоторые дети уже в 2-3 года часами играют на планшете, тогда как в консервативных семьях строго дозируют «компьютерное» время даже подросткам. И оба эти варианта можно назвать неверными.

Если в семье все благополучно, и подросший ребенок имеет разнообразный досуг и достаточную учебную нагрузку, он вполне способен регламентировать время, проводимое им за компьютером. А жесткий контроль со стороны взрослых членов семьи как бы сигнализирует ему: «Ты еще мал! Мы не доверяем тебе! Ты не способен планировать свое время!».

Что же касается чрезмерно раннего приобщения детей к компьютерным играм, тут однозначно возникает вопрос: зачем? Можно уверенно сказать, что при помощи гаджетов родители облегчают собственную жизнь, не слишком задумываясь о возможных последствиях. Часто родители прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить не желающего обедать малыша, либо занять время, проведенное в транспорте или очереди. Планшет – это гарантия того, что дети не будут мешать, пока мама убирает квартиру, а папа просматривает рабочие документы. Или уставшие после работы родители получают возможность отдохнуть и посмотреть телевизор, пока их ребенок сидит за компьютером. Более того, нередко можно увидеть картину, когда мама, вместо того, чтобы утешить плачущего малыша, всовывает ему в руки планшет или телефон, лишь бы успокоился.

Во многих семьях поощряется интерес ребенка ко всевозможным устройствам и кнопочкам. И когда малыш понимает, как включить/выключить устройство, родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, позволяя ребенку подолгу играть с гаджетами.

Двух-трехлетний малыш ещё не может вникнуть в содержание компьютерной игры, он видит яркое движущееся пятно, которое привлекает его внимание. Развивающие компьютерные игры для малышей часто формально имитируют то, что можно сделать на бумаге или в обычной настольной игре. Однако привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребёнок начинает испытывать потребность в компьютерных играх, отказываясь от обычной игры. Поэтому, прежде чем приобщать малыша к компьютеру, важно помочь ему освоить традиционные виды детской деятельности – конструирование, рисование, лепку, собирание паззлов.

Лучше «познакомить» ребёнка с компьютером после того, как ему исполнится 5 лет. Оптимальная длительность игры на компьютере – 15 минут, периодичность – 2-3 раза в неделю. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день, а с 9-11 лет – до часа-полутора.

Выбирая компьютерную игру, учитывайте возраст – он обычно указывается на коробке. Развивающие игры для младших школьников – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом поможет сформировать навык по поиску и отбору нужной информации.

Конечно, долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, многие не задумываются. Современные компьютеры сильно отличаются от своих предшественников, и одновременно с улучшением качества компьютеров меняются и факторы негативного воздействия на пользователя.

Может ли ребенок, регулярно пользующийся компьютером, быть здоровым? Попытаемся разобраться, рассмотрев основные «вредные» факторы.

Нагрузка на зрение
Длительное нахождение за компьютером способствует зрительному переутомлению, что может привести к снижению остроты зрения. Но справедливости ради надо отметить, что, по мнению специалистов, не компьютер является основной причиной развития близорукости. Значительную роль в этом играет наследственная предрасположенность к близорукости, многочасовое сидение перед телевизором, чтение в темноте.

Грамотная организация рабочего места за компьютером существенно снижает нагрузку на зрение:
  • Важнейшим условием сохранения зрения является качество монитора. Самыми безопасными считаются жидкокристаллические мониторы. Если вы не разбираетесь в этом вопросе, обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут вам выбрать «правильный» монитор.
  • Индивидуально подобранные стол и стул позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50—70 см).
  • Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза.
  • Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
  • Поощряйте использование звуковых эффектов, игры со звуком снижают степень нагрузки на зрительный анализатор.
  • Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 15-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.
Неудобная поза
Сидя за компьютером, ребенок долгое время находится в «застывшей» позе. Это может привести к появлению боли в мышцах шеи, спины, к головным болям, напряжению суставов кистей рук. Также длительная стесненная поза затрудняет дыхание.

Значительно улучшить ситуацию поможет опять же грамотная организация рабочего места:
  • Специализированная детская мебель поможет уменьшить нагрузку и сохранить правильно положение при работе за компьютером. Стул на роликах, вращающийся вокруг своей оси и компьютерный стол с выдвижной доской для клавиатуры позволят ребенку периодически менять позу.
  • Постарайтесь приобрести для ребенка коврик, мышку и джойстик последних моделей. Они выполнены с учетом особенностей строения кисти, и руки при работе с ними устают гораздо меньше.
  • Регулярно прерывайте работу за компьютером, чтобы ребенок мог походить, потянуться, сделать мини-зарядку.
Электростатические поля
Современные компьютеры не производят радиационного излучения. Но, как легко увидеть, нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Это происходит потому, что на электронно-лучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он, возникая между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка.

Заметно уменьшить вредное воздействие электростатического поля позволят следующие действия:
  • Регулярная влажная уборка и проветривание помещения.
  • Монитор следует установить задней стенкой к стене.
  • Приучите ребенка каждый раз, закончив работу на компьютере, умываться прохладной водой.
Психическая нагрузка
Компьютерные игры требуют значительной сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, уровень напряжения зависит от того, чем именно занимается ребенок. Например, «гонки» или «стрелялки» истощают ребенка значительно сильнее, чем спокойные логические задачи. Игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы, могут привести к серьезному перенапряжению.

Снизить нагрузку на психику ребенка можно, следуя нескольким правилам:
  • Старайтесь покупать развивающие, расширяющие кругозор игры.
  • Если ребенок имеет явное пристрастие именно к «стрелялкам» и «гонкам», ограничьте временя, которое он проводит за этими играми.
  • Покажите ребенку разные возможности компьютера. Многие дети уверены, что компьютер предназначен только для игр, и не подозревают, что его можно использовать для не менее увлекательных занятий. Существуют программы обучения иностранным языкам, компьютерные энциклопедии с картинками, которые в занимательной форме преподносят ребенку самые различные знания. Научите ребенка пользоваться текстовыми редакторами, рисовать, создавать мультфильмы и т.п.
Придерживаясь этих несложных рекомендаций, родитель может не волноваться за физическое здоровье ребенка.