Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я – воплощение успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Семья и школа

Марахова В.А.
педагог-психолог МАОУ Лицея № 17

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям счастье»
В.А. Сухомлинский
Семья – колыбель личности. В семье ребенок рождается, взрослеет и начинает познавать мир. Подрастающий малыш смотрит на своих родителей, усваивает правила поведения, познает особенности взаимоотношений и приобретает необходимые знания. То, что закладывается в ребенка в семье является основой его личности, будет руководить его поступками и мыслями. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

С наступлением долгожданного момента – поступления в первый класс – родители, ребенок и школьные педагоги вступают в особые отношения – они становятся участниками образовательного процесса. И здесь без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании. При этом, главным условием взаимодействия будет являться полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга (а не перекладывания на плечи друг друга своих обязательств). Очень часто в педагогической практике имеют места такие события, когда родители пренебрегают собственным родительским долгом и говорят педагогам школы «Вы должны воспитать», «Вы должны научить» и пр. Это правда, но лишь отчасти. Все функции развития и формирования личности ребенка ложатся на базу, созданную внутри семьи, родителями. И роль семьи в обществе, в воздействии на личность ребенка несравнима по своей силе ни с одним из социальных институтов.

Школа – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, место, где жизнь ребенка подчинена этим нормам. Школа вводит ребенка в контекст культуры и социальных отношений, опираясь на глубочайшее и первоочередное влияние семьи.

Семья – Группа живущих вместе близких родственников. Это любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Если школьные обязанности прописаны в Законе «Об образовании» РФ, нормативно-правовой базе образовательного учреждения, то обязанности семьи прописаны в Конституции РФ и Семейном кодексе.

Из конституции РФ:


Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:

  • всемерно укреплять авторитет взрослого,
  • воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,
  • подготавливать их к общественно полезной деятельности,
  • приучать к дисциплине,
  • заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,
  • стимулировать к осознанному выбору профессии.
Каждому родителю стоит помнить:
1 Если родители пользуются авторитетом у детей, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, то слова родителей имеют большой вес и побуждают школьников добросовестно выполнять свои обязанности.
2 Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других.
3 «Вещные интересы» и забота о материальных выгодах для ребенка полностью отодвигает чувство ответственности и долга на второй план, отрицательно влияет на личность ребенка.
4 Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относится к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.
5 Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать – с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнения своих школьных обязанностей и помощи по дому.
6 Родителям следует грамотно пользоваться своим авторитетом и правами, не давить ребенка и позволять развиваться его собственной личности (когда ребенок начинает взрослеть в подростковом возрасте, не следует пытаться жестко его контролировать и управлять им, считая, что он до сих пор маленький).

Обязанности школы (по законодательству РФ):


  • Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса.
  • Организует учебно-воспитательный процесс в школе
  • Обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;
  • Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.
  • Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.
  • В рамках школы создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.
  • Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим (по объективным и уважительным причинам) учебную программу.


Таким образом, мы видим, что союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника со всех сторон, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя. Психологически здоровая личность – вот результат грамотного взаимного сотрудничества семьи и школы, а это сотрудничество – результат огромных усилий и творчества.