Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я учусь гармонии и успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Как привить ребенку любовь к чтению


Богачкова Н.Л.
педагог-психолог

Безусловно, дети, которые любят читать, имеют преимущества перед своими нечитающими ровесниками: у них более развиты абстрактное мышление, память, речь, что положительно сказывается на их интеллектуальных способностях.
И если именно ваш ребенок не читает, не отчаивайтесь. Можно попробовать применить некоторые приемы, которые помогут ему полюбить это занятие. Главное - последовательность и настойчивость, сочетаемые с ненавязчивостью.

  • Читайте книги сами, для ребенка важен пример взрослых. Вряд ли у родителей, проводящих свободное время перед телевизором или компьютером, вырастет любитель чтения. Ребенок должен видеть ваш неподдельный интерес к чтению. Если чтение не привлекает маму и папу, то почему оно должно заинтересовать ребенка?
  • Кому, как не родителям, знать интересы своего ребенка! Вот и используйте их: для начала купите простую книжку с красочными иллюстрациями по интересующей его теме. Это могут быть книги про животных, динозавров, космос, технику и т.п. Сейчас можно приобрести книги практически на любой вкус. И пусть поначалу иллюстрации будут занимать значительную часть такой книжки, просто следите за тем, чтобы в каждой из последующих книг количество текста постепенно увеличивалось.
  • Заведите традицию совместного чтения. Читайте ребенку вслух понемногу, но каждый день. Если все-таки каждый день не получается – пусть это будут «Чтения выходного дня». Постепенно привлекайте в качестве чтеца самого ребенка – когда вы делаете уборку, готовите ужин, и т.п. Чтение вслух поможет детям научиться правильно произносить слова, овладеть различными интонациями, сократит количество ненужных пауз. При чтении вслух «работают» речь, память, мышление, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, происходит активная смысловая переработка информации. Если ваш ребенок умеет читать, но не хочет, потому что это трудно, и просит почитать вас – не отказывайте ему. Вы можете схитрить – под благовидным предлогом прервать чтение на самом интересном месте. Возможно, любопытство возьмет верх, и ребенок продолжит читать самостоятельно. Или договоритесь, что три страницы читаете вы, а четвертую – он. И помните, что такое совместное времяпрепровождение укрепляет ваши отношения.
  • Постарайтесь разнообразить чтение: читайте стихи и сказки, исторические книги и фэнтези, книги о природе и приключения, и т.д. Такое чередование жанров не даст ребенку заскучать, и к тому же откроет ему разные грани мира.
  • Часто дети не обращают внимания на то, кто написал книгу. Не забывайте рассказывать об авторах книг, об иллюстраторах. Через некоторое время у ребенка наверняка появится «любимый» писатель.
  • Вместе с детьми регулярно заходите в книжные магазины. Обычно книги там находятся в свободном доступе – их можно брать, чтобы полистать, рассмотреть оформление, иллюстрации и оценить содержание. Предложите ребенку самому выбрать книгу – и тогда он вряд ли откажется от чтения. Даже если вам не нравится его выбор, не отказывайте в покупке – ведь ваша задача состоит в том, чтобы ребенок начал читать. Когда он полюбит чтение, дойдет очередь и до тех произведений, с которыми вы хотите его познакомить.
  • Дарите книги – детям, друг другу, родственникам, друзьям. Книга на самом деле является прекрасным подарком, и если ребенок будет видеть неподдельную радость того, кому вручается книга, у него сформируется представление о ценности книг.
  • Обсуждайте между собой прочитанные книги в присутствии ребенка - рассказывайте друг другу, что вам понравилось или не понравилось. Если ребенок услышит, как родители смеются над забавными эпизодами, или говорят о поднятых в книгах проблемах, возможно, ему тоже захочется взять в руки книгу. Когда ваши дочь или сын самостоятельно прочтут книгу, не забудьте поговорить с ними о прочитанном. Предложите детям пересказать самые яркие, на их взгляд, эпизоды, описать главных героев, высказать свое отношение к их поступкам. Если взгляд ребенка не совпадает с вашим, не критикуйте его, ребенок имеет право на свое мнение. Если же вы все-таки хотите изменить мнение ребенка, постарайтесь сделать это ненавязчиво – в форме диалога, взаимных рассуждений и сравнений подведите ребенка к иным выводам, но окончательный выбор оставьте ему.
  • Не критикуйте книги, которые нравятся ребенку, и не заставляйте читать тех авторов, которых вы считаете «полезными». Просто понемногу добавляйте в детскую библиотеку книги, проверенные временем – рано или поздно ваш ребенок сам откроет их для себя. Если какая-то книга «не идет», и ребенок теряет к ней интерес, не настаивайте на обязательном прочтении через силу, отложите ее до лучших времен.
  • Практически все дети любят кино и мультфильмы, а большинство из них сняты по мотивам литературных произведений. Но, как правило, сценарий отличается от книги. Расскажите своему ребенку об интересных эпизодах из книги, которые не вошли в кинофильм или мультфильм. Это может вызвать у ребенка желание прочитать первоисточник.
  • Собирайте детскую библиотеку, регулярно пополняйте ее новыми книгами. Если нет возможности выделить для книг ребенка отдельный шкаф, пусть это будет стеллаж, или просто книжные полки. Главные конкуренты книги – компьютер и телевизор – всегда «под рукой», а хорошую книгу нужно искать, так пусть это будет несложно сделать. Научите своего наследника ориентироваться на книжных полках, расскажите о том, как расположены на них книги, как сложилась ваша библиотека. Привлекайте ребенка к уборке на книжных полках. Но вытирая пыль, не забывайте всякий раз рассказывать своему помощнику что-либо о книге, оказавшейся у него в руках.
  • Если нет возможности покупать новые книги, организуйте детям поход в городскую библиотеку. Библиотеки работают даже в выходные дни, а царящая там особенная атмосфера может вызвать детский интерес и желание быть причастным к ней.
  • Создайте дома уютную обстановку для чтения – специальное место с хорошим освещением, где можно было бы удобно расположиться. Можно установить правило – соблюдать тишину в определенные часы, отведенные только для чтения.
  • Чтение ни в коем случае не должно становиться наказанием или обязанностью.
  • Для дошкольников и младших школьников можно периодически устраивать домашние выставки поделок, рисунков, аппликаций по мотивам прочитанных произведений. Дети ценят то, что создали своими руками, а у вас во время совместного творчества появится дополнительный повод обсудить прочитанное. К тому же творческий процесс развивает фантазию ребенка.
Конечно, все вышеизложенное требует определенных усилий со стороны родителей. Но поверьте, результат стоит этих усилий.
Полюбив книги, дети понимают, что читают они не для оценки в школе, не для родителей, а для себя, и что перед ними открыт огромный мир.

Если ребенок с раннего детства привык, что полки в его комнате заняты книгами, если он регулярно просит почитать на ночь, у него есть любимые литературные герои - можете быть уверены, эту привязанность к книге он принесет и во взрослую жизнь.