Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я насыщаю свой разум идеями успеха и изобилия
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Перестали ли дети читать?


Богачкова Н.Л.
педагог-психолог

Раньше фраза «Россия – самая читающая страна в мире!» являлась неоспоримой, и ценность книг была очевидна. Значительное число людей были активными посетителями библиотек и читальных залов.
Бум книгособирательства пришелся на 80–е годы ХХ столетия. Люди сдавали макулатуру для получения талона на покупку книг, купить хорошие книги «просто так» было нереально. У многих из нас основой домашней библиотеки являются именно те, с трудом добытые многотомные издания. И самое главное – книги собирали, чтобы их читать, престиж чтения был очень высок.
Конечно, свою роль в формировании любви к чтению сыграли отсутствие Интернета и ограниченное количество телепередач. Даже газеты и журналы тогда были не «глянцевыми», а, наоборот, во многих из них публиковались серьезные  литературные произведения.
Сейчас же родители постоянно сетуют на то, что дети перестали читать и все свободное время проводят за компьютером и телевизором. При этом многие взрослые не задумываются о том, а что они предприняли для того, чтобы чтение стало привлекательным занятием для ребенка.

К сожалению, любовь к чтению не дается при рождении, дети не начнут читать сами по себе.

Кстати, фраза «современные дети перестали читать» не совсем соответствует истине. По этой проблеме не проводилось специальных исследований, нет и реальной статистики. Когда взрослые заявляют, что дети перестали читать, они, скорее всего, имеют в виду не сам факт чтения, а качество прочитанного.
Большинство детей все-таки читают, но  характеристики чтения поменялись. Родители ориентированы на старую модель чтения: раньше читали практически ежедневно, причем периодику (газеты, журналы) читали значительно меньше, чем так называемую «высокую» литературу.
Если же говорить про наших детей, то они читают совсем другие книги, изменились также мотивы чтения, его длительность. Нынешние дети предпочитают читать комиксы про супергероев, фэнтези, детективы, а также красочные журналы с короткими незатейливыми статьями. То есть  это легкое, развлекательное чтение, не требующее размышлений. На самом деле в том, что дети читают литературу «релакса», нет ничего плохого – это не самый худший способ отдохнуть и расслабиться.
Но для того, чтобы у ребенка возникла любовь к «серьезному» чтению, рядом должны быть взрослые, которые откроют ему дорогу в  прекрасный мир книг. Уроков литературы в школе, к сожалению, недостаточно, чтобы научить школьников понимать и ценить «высокую» литературу.

Интерес к чтению легче всего пробудить в детстве, и понятно, что в этот период именно родители имеют такую возможность. Дети должны осознать, что книга – не только источник знаний, но и источник удовольствия, и тогда чтение станет важной частью их жизни.

Конечно, читать книги ребенку нужно с самого раннего возраста. При этом важно читать выразительно. Текст нельзя произносить монотонно, его нужно обыгрывать,  создавать голосом образы героев. Это поможет ребенку освоить интонации, обогатит его словарный запас.
Но даже если традиции чтения в вашей семье не существовало, никогда не поздно создать ее – начинайте прямо сегодня.
Прежде чем прививать сыну или дочери любовь к чтению, вспомните поговорку «Насильно мил не будешь». И переформулируйте свое желание из «как заставить ребенка читать» в «как сделать так, чтобы он ЗАХОТЕЛ читать».

Чтобы привить детям любовь к словам, можно играть с ними в словесные игры: разгадывать кроссворды, загадки, ребусы, и т. д. Полюбив слова, ребенок, скорее всего, полюбит и чтение.
Словесные игры также расширяют кругозор и словарный запас ребенка. Вот самые простые игры:
  • Слова с общей темой Для этой игры нужно выбрать тему, на которую игроки будут по очереди называть слова: животные, растения, транспорт, имена, города, реки и т.д.
  • Слова на букву. В этом случае выбирается любая буква алфавита, на которую участники поочередно говорят свое слово.
  • Слова «по цепочке» Игрок называет первое слово, следующий игрок называет слово, начинающееся с последней буквы слова предыдущего игрока и т.д. Получается, например, такая цепочка: глобус – свет – таракан – небо – океан….
  • Четвертый лишний Ведущий называет четыре слова, три из которых можно объединить в группу, а четвертое – лишнее. Игроки называют это лишнее слово. Пример: «Что лишнее: береза, рябина, ромашка, дуб?»
  • Придумаем историю Первый игрок называет слово, следующий добавляет к нему слово, подходящее по смыслу, третий добавляет еще одно слово, и в итоге получаем целую историю. Например:
    • - Звонкий
    • - Звонкий дождь
    • - Звонкий дождь застучал
    • - Звонкий дождь застучал по крышам
    • - Звонкий дождь застучал по крышам и стеклам
    • - Звонкий дождь застучал по крышам и стеклам, а детям
    • - Звонкий дождь застучал по крышам и стеклам, а детям было весело.

Бессмысленно просто говорить дошкольнику или младшему школьнику, что, читая, он станет умным и образованным. Ребенок должен сам осознать, что книга – источник всевозможной информации, что именно из книг он может почерпнуть свои знания. И когда ваши сын или дочь задают вам свои бесчисленные «Почему?» и «Зачем?», не спешите отвечать, а постарайтесь поискать ответ вместе с ними в книгах. 
Но помните, что дети не должны воспринимать книги однобоко – только как обучение, или только как развлечение, ведь в книгах есть место и серьезным размышлениям, и веселью.

И, конечно, родителям не стоит забывать, что хотя книжный мир очень богат и разнообразен, в жизни ребенка должны быть еще и общение с друзьями, и походы в кино, цирк, театры, музеи. Только в этом случае ребенок вырастет всесторонне развитой личностью.