Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое сознание наполнено картинами успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Правильное решение денежного вопроса


Кунакова Н.Ю.
педагог-психолог

«…искусство пользования деньгами отражает наше умение
контролировать свои желания»

Алан Фромм
В начальной школе у детей формируется отношение к деньгам, хотя еще до школы дети слышат разговоры о деньгах, видят, как родители расплачиваются за покупки в магазине, то есть знакомятся с функцией денег в жизни людей. Начиная с четырехлетнего возраста дети воспроизводят в своих играх ситуации из взрослой жизни – обмен денег на конкретные вещи. Некоторые дети проявляют интерес к внешнему виду денег, делают «деньги» из бумаги. В более старшем возрасте играют в настольные игры, которые учат детей считать деньги и тратить их.

Американский психолог А. Фромм советует учить ребенка распоряжаться деньгами, как только он начинает проявлять к ним интерес. Основные способы приобщения детей к искусству тратить деньги – пример родителей, карманные деньги, копилки и участие в повседневных покупках. Он считает, что наличие денег, которыми ребенок может распоряжаться так, как пожелает, приучает его к самостоятельности. Необходимость карманных денег возникает с поступлением ребенка в школу. Их можно выдавать ежедневно или раз в неделю. Если деньги выдаются на обед, то лучше разрешить малышу оставить сдачу от обеда себе и потратить по своему желанию. Смысл карманных денег состоит в том, что ребенок распоряжается ими по своему усмотрению.

Допустим, ваш ребенок мечтает о какой-то дорогой вещи. Лучше завести копилку, куда он может складывать сэкономленные деньги и подаренные родственниками и т.д. Если даже покупка будет слишком дорогой, то часть денег из копилки составит основу суммы, которую необходимо собрать, остальное добавят родители. Этот момент надо обговорить заранее. Суммируя все сказанное, чешский психолог Зденек Матейчик предлагает правильное решение денежного вопроса:
  • Выделить ребенку небольшую сумму на карманные расходы. С этими деньгами он может делать все, что пожелает: потратить, раздать, потерять или скопить. Родители не требуют отчета и не контролируют ребенка.
  • Завести некий фонд, который составят деньги родителей, деньги ребенка, накопленные деньги, полученные в подарок и т.п. С этим фондом ребенок также волен делать все, что угодно, но предварительно должен спросить согласия родителей. Обе стороны должны договориться, но решающее слово принадлежит родителям.
  • Следующий фонд – крупный, которого не касаются каждый день. Он предназначен на долговременные цели. Накопление может занимать от полугода до года. А потом родители и дети торжественно идут покупать то, что запланировали. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят пользу. Отложенное исполнение желания хорошая тренировка характера. А покупка, которую предвкушали и дети, и взрослые, приносит радость и тем, и другим.
Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка, но неправильное отношение к ним может стать причиной проблемного поведения: воровства, манипулирования другими детьми, детских проступков. Рассмотрим это подробнее.

У многих детей возникает не просто интерес к деньгам, но сильное желание что-то купить, которое толкает ребенка на заимствование денег без спроса. Родители интерпретируют такое поведение ребенка как воровство. На самом деле причины следующие:
  • ребенок искренне считает, что все деньги в семье общие, и он имеет право брать их;
  • ребенок знает, что если он попросит у родителей денег, то его начнут подробно выспрашивать, зачем они ему нужны, прочитают нотацию и, скорее всего, не дадут под предлогом того, что у него и так все есть.
Детские проступки, связанные с деньгами, очень показательны. Ребенок, потратив деньги, предназначенные на обед, на себя может придумать история о том, что деньги у него просто отняли старшеклассники, что он потерял кошелек и пр. Ребенок может «покупать» внимание сверстников, оплачивая их потребности в сладостях. При этом он может тратить деньги, которые дают родители на дополнительные занятия. Угощая ребят, ребенок привлекает к себе внимание, завоевывает авторитет.

Некоторые дети пытаются использовать деньги для удовлетворения своих коммуникативных потребностей – завоевать популярность, обратить внимание, получить власть. Уже в 8-9 лет они считают, что это единственный способ добиться желаемого. В данном случае можно говорить о проблемах в личностном развитии ребенка.

По материалам журнала «Школьный психолог» № 5 2004 г.