Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое жизненное предназначение – счастье и успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Природа детской агрессивности

Природа детской агрессивности


Колосова Марина Владимировна

Студентка 5 курса МГУКИ

(кафедра педагогики и психологии)

Агрессия – стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим1.

Агрессивность – это черта личности, определяющее осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее вред людям (отрицательные переживания, страх, напряжённость и т.д.).

Агрессивность как черта характера может проявляться как у мальчиков, так и у девочек. Объектами таких детей становятся сверстники и более младшие ребята, взрослые, а также животные и птицы. Агрессия может проявиться в результате межличностных взаимоотношений, но иногда она проявляется без видимых на то причин. Но агрессия никогда не появляется на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обуславливающие проявление негативных реакций.

Согласно Э.Фромму, исследовавшему сложные механизмы человеческой агрессивности, основы агрессивности – в специфически человеческих условиях существования, а деструктивность, жестокость, злоба – благоприобретенные свойства. Истоки нравственности находятся в человеческой свободе, предполагающей выбор, «добрую волю» человека. Отказ, воздержание от собственной воли, отказ от своей уникальности, безответственность, бесцельность порождают деструктивность. Задушенная внутренняя свобода рождает синдром насилия2.

Э.Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность.

Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу, т. е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. Названы следующие ее виды: псевдоагрессия (непреднамеренная агрессия, игровая агрессия, агрессия как самоутверждение) и оборонительная агрессия (возникает как реакция защиты: ощущение угрозы извне собственному внутреннему миру, системе ценностей, свободе может вызывать страх и боль, один из самых действенных приемов вытеснения страха - агрессивность).

Злокачественная агрессия, проявляющаяся в деструктивно, жестокости, не является защитой от нападения и угрозы. Единственной ее целью является получение удовольствия. Она возникает из условий самого существования человека и является «результатом взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека». Экзистенциальные потребности - это психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо для жизни. Специфическая реализация этих потребностей в конкретных социокультурных условиях порождает злокачественные формы агрессии - деструктивность, садизм, мазохизм и др.

Клинические наблюдения за развитием детей свидетельствуют о том, что агрессивность ребенка может быть вызвана эмоциональными нарушениями. Это могут быть депрессия, страхи, тревожность. Но агрессивность может выступать и средством защиты и самоутверждения, протеста против неприемлемых условий и требований.

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка.

Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути»3. Как отмечает Степанов, «способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слишком сложны и усваиваются в ходе становления личности». попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения.

Зачастую агрессивное поведение ребенка — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит родительская непоследовательность в воспитании чада. Вспышки гнева и агрессии у ребенка провоцирует несогласованность мамы и папы, а в случае совместного проживания, и дедушки с бабушкой в вопросах воспитания.

Таким образом, причины агрессивности ребенка младшего школьного возраста могут быть различны, но все они обусловлены наличием дискомфорта и противоречий во внутреннем психологическом мире ребенка, отсутствием в нем некоторой стабильности и уверенности в себе, внутренним ощущением собственной неполноценности.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
  • старайтесь не проявлять при ребенке признаки агрессии, не ссориться со своими близкими и друзьями, не проявлять признаки усталости и раздражения;
  • не кричите на ребенка, старайтесь решать все возникающие проблемы мирно, слушайте ребенка, уважайте его мнение и личное достоинство; сообщайте ребенку о своих чувствах и желаниях, при принятии решения соотносите свои и его потребности;
  • попытайтесь понять причины агрессивности вашего ребенка. Лишь сделав это и устранив источник стресса, вы можете надеяться, что агрессивность удастся преодолеть;
  • помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления -агрессивности. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет его и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет;
  • если вы чувствуете, что ребенок вот-вот "взорвется", дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты: поколотить подушку, нарисовать человека или предмет, который разозлил его. Такой способ вымещения гнева будет реально способствовать снижению агрессивности ребенка в настоящий момент и поможет ему стать более спокойным в общении с другими детьми;
  • постарайтесь, чтобы ребенок по возможности всегда был спокоен и уравновешен. Используйте расслабляющие упражнения, которые помогут успокоить его, снять психоэмоциональное напряжение, ощутить покой и расслабленность;
  • старайтесь предвидеть и предвосхитить события, которые могут стать причиной проявления агрессии, помогайте ребенку урегулировать свои отношения с друзьями и учителями, обсуждайте вместе с ним все возникающие проблемы и сложности;
  • уделяйте больше внимания своему ребенку. Дайте ему возможность почувствовать, что вы всегда, несмотря ни на что, любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз обнять и приласкать малыша. Пусть он видит, что он нужен вам и важен для вас;
  • с целью профилактики агрессии можно использовать прочтение специальных сказочных историй, в которых демонстрируются альтернативные агрессии формы поведения, с их последующим обсуждением.
Памятки4

1. Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
  • скандалы в семье,
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки),
  • грубое, жестокое обращение с ребенком,
  • привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.п.,
  • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах,
  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы.

2. Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности5

  • Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.
  • Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  • Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.
  • Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам.
  • Умейте идти на компромисс.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе быть родителем не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
  • Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.
  • И самое главное правило: любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий.

3. Наказание допустимо, если оно:
  • следует немедленно за поступком;
  • объяснено ребёнку;
  • не жестокое, хотя может быть суровое;
  • оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества;
  • не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.

  • 1. Степанов С.С. Азбука детской психологии. М.: Сфера, 2004.
  • 2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  • 3. Степанов С.С. Азбука детской психологии. М.: Сфера, 2004.
  • 4. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 48 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  • 5. Гиппенрейтр Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2004.