Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я формирую привычки, способствующие моему успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Возможность украсть создает вора

Возможность украсть создает вора

Ф. Бэкон


Марахова Виктория Александровна
педагог-психолог МОУ Лицея № 17
психотерапевт

«Не укради», - твердят с рождения детям всем известную заповедь, но между тем более 60% правонарушений среди подрастающего поколения составляют кражи. Тенденцией последних лет стало увеличение неблагополучного общественного слоя (а как следствие - рост преступности) и возросшее число воровства среди детей из богатых семей, где чаще всего встречается подмена смысла таких понятий как «любовь», «нравственность», «порядочность».

Под понятием «воровство» понимается присвоение или потребление не принадлежащих личных материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей [1]. В основе этого явления лежит сильно развитый эгоизм и слабое нравственное понимание. Получение нужных вещей кратчайшим путем (за неимением других возможностей) без учета морально-этических и правовых норм и является мотивацией человека, совершающего кражу.

Воровство, как явление, стоит рассматривать с трех позиций: социальной, медико-биологической и психологической. Первая определяет воровство как правонарушение, которое несет за собой уголовную ответственность по достижении совершеннолетия. Вторая позиция – медико-биологическая – рассматривает непреодолимое желание личности украсть предмет – клептоманию и, свойственные ей, переживания до кражи и облегчение после ее совершения. Психологический аспект рассматривает более широкую совокупность характеристик, мотивов и причин.

Среди причин детского воровства можно выделить:

  • Импульсивность
    Сильное, непреодолимое желание владеть понравившейся вещью. Невозможность удержаться от обладания понравившимся предметом, большое влияние искушения при наличии осознания, что брать чужое нельзя.
  • Психологическая неудовлетворенность
    Может выражать попытку компенсировать нехватку любви родителей, близких и друзей, желание привлечь внимание. Таким поведением ребенок бессознательно пытается восстановить справедливость – у него «украли» любовь, заботу и внимание, и он украдет что-то, например, деньги родителей.
  • Неразвитость волевой и нравственной сферы
    Попытки самоутвердиться при нехватке самостоятельности и личной ответственности. Чувство неполноценности толкает ребенка на подтверждение своей хитрости и ловкости для самого себя и окружающих, пусть даже столь неприятным поступком.
    Еще одним вариантом детского воровства могут являться «классовые» соображения, зависть к более обеспеченным товарищам.
Помимо единичной, встречаются многократные кражи. Дети, совершающие такие поступки, не просто ощущают нехватку любви и внимания, а уже не надеются их когда-то получить. Как правило, такие кражи очень обдуманны, осторожны, они обрастают легендами, которые дадут алиби воришке.

У воровства есть и свои возрастные особенности.

Маленькие дети воруют из любопытства, так как само понятие «воровство» еще не присутствует в их системе ценностей. Понятия «мое» и «чужое» абстрактны и малодоступны, при доминировании желания обладать чем-то. Именно поэтому ребенок может без зазрения совести принести из детского сада чью-то машинку или куклу – он не наигрался в эту игрушку и не смог с ней расстаться. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, обзывать его вором, ведь он не спрятал вещь, принес и открыто говорит о том, что это «машинка Пети» или «кукла Маши». Объясните ребенку, что в доме должны быть только ваши вещи – заработанные своим трудом, а чужие надо обязательно вернуть владельцу.

Когда у ребенка все в порядке и он здоров, то «возрастное» воровство быстро пройдет, не появляясь в дальнейшем.

Среди младших школьников чаще встречаются такие ситуации воровства, как кража домашних денег или некой вещи родителей или друга. Такие поступки – яркий сигнал неблагополучия внутрисемейного климата. С самого первого случая необходимо поговорить с ребенком и попытаться разобраться – что подтолкнуло его на такой поступок. Младшие школьники берут те вещи, о которых они долго мечтали и хотели или же то, что им нравится на данный момент. Но встречаются и другие варианты: кража, как доказательство своей смелости в глазах друзей (украсть вещь в магазине) или кража в виде попытки проучить, наказать друга, одноклассника. Во всех этих ситуациях необходимо дать ребенку возможность вернуть вещь самостоятельно, почувствовать стыд за свой поступок и исправить его. Также необходимо избегать обвинений «вор» в адрес ребенка.

Условно, можно выделить несколько типов воровства:

  • Воровство в игре
    Ребенок берет чужие вещи в рамках игры, осознает кражу как игру, но легко признает содеянное, отдает вещь, хотя и не хочет с ней расставаться.
  • Воровство как следствие слабой этической регуляции поведения
    Осознание кражи как нормы поведения, не понимание недовольства в отношении кражи. Характерно для детей 2,5-7 лет.
  • Воровство как следствие влияние асоциального окружения.
    Особенно опасно при наличии у ребенка инфантилизма. Воровство – следствие влияния неблагоприятного окружения сверстников, воровство не для себя, а для группы.
  • Воровство как следствие педагогической запущенности.
    Развитие ситуации постепенно: не успех в деятельности, непринятие взрослых, снижение мотивации.
  • Воровство как патологическое развитие личности
    Как правило, возникает тогда, когда родители игнорируют или не замечают имеющуюся проблему. Позднее реагирование приводит к уже запущенному механизму асоциализации.
  • Воровство сочетающееся с зависимостью
    Может появляться на фоне патологической привязанности и зависимости от компьютерных игр, где все остальное – в том числе кража – достижение желаемого.
Стоит помнить, что ранняя профилактика нарушений должна осуществляться с первых дней жизни ребенка в виде систематического, целенаправленного воспитательного воздействия. Основа профилактики должна быть заложена в семье в качестве фундамента, на котором общественные учреждения (детские сады, школы и внешкольные учреждения) смогут реализовывать свою деятельность, при необходимости прибегая к коррекции.

По материалам книги Л.М. Шипицыной
«Психология детского воровства»
Изд.: Речь, 2007.