Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я радуюсь успеху тех, кто рядом со мной
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Зачем дети начинают воровать?



Пучкова Е.Ю.
Психотерапевт


Хочу заикнуться сугубо о личном,
меня не волнует чужое бельё –
вот мне говорят, воровать не прилично,
а если воруешь, к примеру, своё?..
Украсть втихомолку, в утайку, чтобы никто не заметил, то, что недоступно, взять то, что невозможно получить открыто, свободно...
Укрыть, сокрыть, получить что-то недозволенным, антисоциальным способом.

Есть заповедь - не укради.

И как-будто бы, описаны правила, запрещающие покушаться на чужие материальные вещи, вполне осязаемые и реальные. Но оказывается, за воровством чужого стоят еще и эмоции, чувства, особенности психического функционирования, семейные истории, даже древнегреческий миф о Прометее.

Прометей был наказан Зевсом за то, что украл огонь с Олимпа для людей. За это, он был прикован к скале и каждый вечер орел прилетал и выклевывал его печень. Прометей был обречен на вечные мучения и страдания за то, что помог людям стать самостоятельными владельцами огня, не зависящими от прихоти Богов и их расположения, иметь доступ к огню и его громадной силе и возможностям.

С психологический точки зрения этот миф отражает детское всемогущество, которое младенец получает и испытывает в раннем детстве, когда он представляет, что способен «управлять миром» и весь мир для него. Быть Богом, быть самым главным и важным в системе своей семьи. В этот период жизни все чувства очень насыщенные, и для маленького человека представляют очень высокий порог интенсивности, так как связаны с его жизнью. Ребенку необходимо чувствовать поддержку родителей или значимых взрослых, он не выживет без них.

Наверно, не понятно, как связаны младенческие переживания и воровство детей в осознанном младшем школьном возрасте.
Оказывается, эта бессознательная связь происходит через чувства, через отношения, которые воспроизводятся в системе семьи. Воровство может быть способом устанавливать отношения, связи. Ребенок непрерывно испытывает родителей на прочность. Таким образом он исследует доверие к миру. Об этом писал Д.В. Винникотт. Ребенок может воровством проверять и убеждать себя, что родители выдерживают напряжение. Родители должны быть гибкими, не отвергая ребенка. Антисоциальное действие, воровство, - это реакция на раннее прерывание привязанности, на разлуку и расставание.

Ребенок может воровать, проверяя, может ли то, что принадлежит его матери, принадлежать и ему, есть ли это у него, имеет ли он на это право. Если ребенок ворует то, что находится вне дома, у других людей, ребенка, в окружающем мире, это, вероятнее всего, желание присвоить себе то, что он не может получить в собственной семье и доме. Возможно, мать ребенка ориентирована на то, чтобы ребенок соответствовал ожиданиями социума «как эталону успешной жизни» и тогда она не в состоянии научить ребенка чувствовать и находить «свое место» в обществе. Она бессознательно захвачена и включена в коллективное и не умеет гармонично отделять индивидуального. И тогда ребенок не имеет возможности почувствовать, что реально является его потребностью и желанием. Он «захвачен» внешними «штуками-игрушками» наличие которых , делает его похожим и приближенным к другим, «я такой же, как и ты», если у меня есть эта вещь. Такая мать может быть достаточно хорошо функциональной, у неё ребенок накормлен, опрятно одет, однако внутренне, душевно он испытывает ощущение потерянности и пустоты. Его мать не чувствует его душевных переживаний, страхов, грусти, жадности, слабости, зависти и других разнообразных чувств. Она не умеет их выражать, переживать и не понимает их внутренней ценности. Это мать живет коллективной мифологической жизнью, «у неё все, как у всех или не хуже, чем у других».

Символически, через воровство происходит присвоение тех качеств, или чувств, или эмоций, которые вызывает украденный предмет. На бессознательном уровне у вора лежит глубинное желание – потребность овладеть тем, на что не имеешь права и не можешь получить простым честным способом.

В моей практике был подросток, который в воровство «канализировал» - направлял свой гнев. В его семье не принято было выражать свои чувства, и обсуждать жизненные ситуации. Периодически мама мальчика злилась на папу мальчика, выражая свою злость тем, что безудержно тратила деньги мужа.
Осознав этот поведенческий паттерн в системе семьи, родители подростка поменяли способ общения друг с другом, стали больше говорить и доверять своим чувствам.
Мальчик научился справляться со своими негативными эмоциями, выражать их и сдерживать, а так же направлять их в конструктивное русло.

В моей практике есть семья, где из поколения в поколение воровали продукты из столовой, где работали. Это была семья, где сохранялась видимость миролюбивых, поддерживающих отношений в семье. Однако, развития в структуре этой семьи не происходило. Каждый из членов её не стремился к получению нового опыта, знаний, обучению, к поиску новых интересов. Даже не пытались обустроить и обновить старый дом. В «родовом поместье» этой семьи все обветшало и обваливалось. На уровне сознания внутри этой семьи глубоко жило право на воровство и убеждение «что нам все должны, и мы не будем делать никаких усилий». Но в целом и не было потребности и мотивов для изменений. Убеждения были настолько ригидными, что не позволяли отказаться от губительных установок. На уровне сознания энергия затрачивалась на поддержания «болотной жизни» и создание видимости «стабильной» семьи. На бессознательном уровне много разных негативных чувств: зависти, гнева, соперничества, которые блокируют изменения. И как следствие, неспособность развития, постановки и достижение целей.

Воровство бывает обусловлено внешними факторами. Воруют часто дети, которым недостаточно уделяют внимания или не воспитывают - « дети улицы», запущенные дети.
Воровство - это сильно эмоционально и энергетически нагруженное действие для привлечения внимания к ребенку или к его неосознаваемой потребности. Важно оценивать, Что воруют, Каким способом, что с этим делают. Ведь клептоманы получают удовольствие, расслабление от самого действия, но не используют то, что своровали. Можно рассматривать этот способ как функционирование системы самосохранения человеческой (детской) психики.

Часто воруют подростки в тех семьях, где родители не обучают детей правильно и ответственно распоряжаться деньгами. Не дают деньги, не считают нужным обучать обращению с ними, где запреты и ограничения выступают как способы манипулятивного управления ребенком. В семьях, где подменяются человеческие ценности, где деньги являются самоцелью и основой жизни, где не удовлетворяются душевные потребности личности, где фальшивые отношения между родителями, построенные на вымогательстве внимания, важности и значимости другого посредством материальных ценностей. Это семьи, где труд матери в семье не уважается и не ценится, где отцы самоутверждаются перед матерями посредством денег или наоборот, матери унижают достоинство отцов детей. В таких семья дети могут воровать, копируя, воспроизводя этот способ для восполнения своей значимости, ценности и любви. Эти люди привыкли воровать в жизни много: знания, информацию, они не привыкли платить, так как бессознательно считают себя «жертвами», словно все им обязаны. Должны - работа, государство, продавец в магазине, так как в глубине их души живет «очень маленькая детская часть», которая в раннем детстве была глубоко обделена вниманием, пониманием, теплотой и нежной заботой.

В центре «Успех» опытные специалисты помогут Вам и Вашим детям разобраться в их потребностях и чувствах, научат распоряжаться ими для личностного развития и становления характера. Приобретение знаний в Центре станет бесценным вкладом в настоящее и будущее психическое здоровье, Ваше и Ваших детей. Вы научитесь функционировать эффективно и достойно организовать, творить личную и социальную жизнь.