Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я учусь гармонии и успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Поощрения и наказания детей в семье

Поощрения и наказания детей в семье

продолжение


Мальцева Светланыа Вениаминовна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
г. Химки, МАОУ лицей № 11
Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько рекомендаций, как желательно относиться к ребёнку:
  • Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
  • Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.
  • Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
  • Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
  • Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
  • Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.
  • Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам
Не употребляйте
  • я тысячу раз говорил тебе...
  • сколько раз надо повторять...
  • о чем ты только думаешь...
  • неужели трудно запомнить...
  • ты становишься...
  • ты такой же, как...
  • отстань, некогда мне...
  • почему Лена (Катя, и т.д.) такая, а ты – нет…

Употребляйте чаще
  • у меня самый умный, (красивый и т.д.)
  • как хорошо, что у меня есть ты
  • ты у меня молодец…
  • я тебя очень люблю…
  • спасибо тебе…
  • без тебя я бы не справился…
Помните!
Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.

Помните!
Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.
И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже».

Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей!

И в заключение цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении.

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя
  • Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
  • Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
  • Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
  • Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
  • Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
  • Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
  • Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
  • Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
  • Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
  • Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
  • Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

А в какой атмосфере живет ваш ребенок?


Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый  для вас предпочтительный.
  • 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
    • А. Преимущественно воспитанием.
    • Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
    • В. Главным образом врожденными задатками.
    • Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
  • 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
    • А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
    • Б. Абсолютно с этим согласен.
    • В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
    • Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
  • 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
    • А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
    • Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
    • В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
    • Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
  • 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
    • А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
    • Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
    • В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
    • Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
  • 5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
    • А. Если попросит, можно и дать.
    • Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
    • В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
    • Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
  • 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
    • А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
    • Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
    • В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
    • Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
  • 7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
    • А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
    • Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
    • В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
    • Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
  • 8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
    • А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
    • Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
    • В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
    • Г. Не вижу причины запрещать.
  • 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
    • А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
    • Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
    • В. Расстроюсь
    • Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
  • 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
    • А. Безусловно.
    • Б. Стараюсь.
    • В. Надеюсь.
    • Г. Не знаю.
Обработка результатов


Номера вопросов
Стиль поведения 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Авторитетный Б
В
В
Г
В
Г
А
Б
Г
Б
Авторитарный А
А
Г
В
Б
Б
Б
А
А
А
Либеральный В
Б
Б
Б
А
А
Г
В
В
В
Индифферентный Г
Г
А
А
Г
В
В
Г
Б
Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.