Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я избираю путь любви, радости, мира и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Поощрения и наказания детей в семье


Мальцева Светланыа Вениаминовна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
г. Химки, МАОУ лицей № 11

Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала - педагогический домкрат"
В. Кротов
Быть родителями – значит, все время учиться ими, быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.

Тема нашей статьи тесно связана с детской агрессией. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы поощрения и наказания.

Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор.

Кто из родителей не чувствует порой желание, потребности похвалить за что-то ребенка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок?

Итак, поощрения и наказания нужны. Но важно уметь пользоваться этими средствами.

Средства – поощрения:

  • Одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых.
  • Похвала способствует воспитанию у ребенка веры в собственные силы.
  • Доверие - это проявление уважения к детям.


Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.

Виды наказания:
  • замечание;
  • лишения удовольствия и развлечений;
  • лишение доверия.

Может ли наказание быть средством воспитания?

Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.
Реакция детей на наказание обнаруживает черты характера ребенка, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с ним. Каковы же основные условия действенности метода наказания?

На этот вопрос нам отвечает традиционная классическая педагогика.
  • Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).
  • Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
  • Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
  • Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
  • Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
  • Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
  • Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?
Интересны, на наш взгляд, 7 правил известного психотерапевта В. Леви “Важно помнить”:
  • Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  • За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
  • Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  • Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  • Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
  • Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью.

Как считают психологи, оно способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

Как можно больше требований к человеку и вместе с тем, как можно больше уважения к нему.

Давайте попробуем рассмотреть и  разрешить несколько житейских ситуаций:

Ситуация 1. Ребенок не выполнил просьбу родителей. Забыл, весь день проиграл. Ваша реакция.

Ситуация 2. Сын очень грубо обращался с товарищем, обзывался. Отец, проходя мимо, не обратил внимания. Почему он так поступил?

Ситуация 3. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.
- Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила! Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:
- Молодец.
- Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила.
- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай. Света бросается к матери.
— Мам! А у меня сегодня пятерка!
Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.
Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

Ситуация 4.  Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов.
Комната. Мать и отец сидят у телевизора.
Мать: Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов.
Отец: Сейчас придет.
Мать: Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну, куда он пропал. Надо позвонить Жене. - Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?
Плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, она ударила его по лицу.

Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания, равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей. Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Хорошие родители не спешат незамедлительно отвечать наказанием на детскую ошибку. Гораздо важнее будет внимательно рассмотреть конкретную ситуацию, в которой был совершен проступок, понять истинные причины поведения ребенка.

В тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.

А пока говорят дети...

"Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко"

"Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник".

"Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают»

Каждый Ребенок приходит на Землю со своей миссией.  Что же делаем мы?

С языка некоторых родителей не сходят слова: "Я что сказал?", «Делай, что тебе говорят» и т.д. Это не просто слова. Это-метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенок должен повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их силе их слабость; убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Мы с самого рождения начинаем давать ему установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру (брата, подругу)…

Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать
  • То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих. Не бегай с ножом.
  • То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей. Не царапай стол.
  • То, что противоречит нравственным нормам. Не читай чужие письма.
Большое количество необоснованных запретов ведет к тому, что дети воспринимают нас, как надзирателей.

Какие у вас возникают ассоциации на слова «дети» и «взрослые»? Мы предлагали такое задание школьникам.

При слове “дети” они назвали “игрушки, смех, школа, шалости”.

А вот какие ассоциации возникают у детей на слово “взрослые”– ругаются, кричат, работают, заботятся, пьют, дерутся, не пускают на улицу, воспитывают.

Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься?

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Итак, давайте сделаем вывод.  Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.