Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
У меня достаточно сил и знаний для того, чтобы добиться успеха в избранном деле
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Родителям о застенчивости

Родителям о застенчивости


Мельникова Т.Е.
Педагог-психолог

Многие родители говорят, что их ребенок застенчивый. А что же такое застенчивость?
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ – это особенность характера как детей, так и взрослых.
Застенчивость, стеснительность может быть временной (проявляться только в незнакомой компании, в непривычной обстановке), а потом со временем проходит. Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Она - наиболее распространенная причина проблем в общении. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, она удерживает человека от выражения своего мнения, отстаивания своих прав; застенчивость сопровождается чувствами одиночества, тревоги, депрессии.

Вспомните, как буквально с первых дней после рождения вы старались оградить своего малыша от всех житейских невзгод. Ребенок растет. Когда он ведет себя «неправильно», вы непременно пугаете его (придет злой дядя, позову милиционера, отдам чужим людям и так далее), чтобы добиться нужного вам поведения. Таким образом вы культивируете в ребёнке (часто неосознанно) ощущение зависимости, беспомощности. Ребенок рано узнает, что он – «тупица», «урод», «неумеха», «совсем без рук», «все делает не так», «намного хуже других детей»… Вы , конечно, не задумываетесь о последствиях, желая добиться желаемого результата. Если у ребенка сильный характер (темперамент холерика или сангвиника), со временем он начинает «бороться» с вами, становится агрессивным, упрямым, вспыльчивым. Если же у малыша мягкий характер (темперамент меланхолика), он уйдет в глухую оборону, т.е. замкнется в себе. Вы принижали его самооценку и вот, нехотя, «добились своего»: ребенок поверил, что он глупый, ничего не умеет, а главное, что он нелюбимый.

Часто родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым-самым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок такой «обычный». Дети у таких родителей посещают сразу 3-4 секции, при этом учатся в гимназии или лицее, дома практически не бывают. Ребенок старается, он боится разочаровать родителей, но чаще всего мама или папа все равно чем-то недовольны. Чем это может закончиться? Ребенок видит в своем окружении эмоциональную угрозу, замыкается и… делает первый шаг к одиночеству. Ведь одиночество так безопасно, в нем нет риска стать отвергнутым взрослыми и детьми.

Часто у застенчивых родителей – застенчивые дети.
Девочки обычно застенчивее мальчиков, а первенцы стеснительнее других детей в семье. К семи годам «нормальная» застенчивость у мальчиков проходит, у девочек это случается позже. Однако так происходит, когда родители своими методами воспитания не «заставляют» ребенка быть застенчивым, иногда навязывая ему эту «роль» не закрепляют нормальную возрастную застенчивость в постоянную черту характера.

Как помочь застенчивому ребенку?
  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах (у тебя получится, ты ведь такой умный; я в тебя верю).
  • Повысьте уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи, не критикуйте при чужих людях. Не сравнивайте с другими детьми.
  • Не стоит постоянно показывать ребенку, что вы о нем беспокоитесь, но не стремитесь оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных вами.
  • Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок сам может решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.
  • Не старайтесь все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести из другой комнаты игрушки, выбрать маечку (сегодня будет с цветочками), надеть носки и многое другое.
  • Расширяйте круг знакомств, чаще берите ребенка в гости, посещайте новые места, приглашайте гостей к себе домой.
  • Помогите найти ребенку то, в чем он превосходит сверстников.
  • Помогите найти друга, который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе, а для этого поощряйте его игры со сверстниками.
  • Заранее обыграйте ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.
Игры и упражнения, которые могут пригодиться

Рисунок «Какой я есть и, каким бы я хотел быть»
Ребенку предлагают нарисовать себя. На первом рисунке – таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хочет быть. Далее вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.

В рисунках некоторых детей наблюдается  совпадение между «реальным» и «идеальным».  У таких детей несколько завышенная самооценка.

В рисунках других детей наблюдается расхождение, но оно небольшое, у них самооценка адекватная.
Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. А при рисовании идеального Я используется большее количество цветов, яркая одежда…
После рисования полезно обсудить с ребенком, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

«Разыгрывание ситуаций»
Для разыгрывания и обсуждения можно предложить ситуации, наиболее сложные для ребенка:
  • ты пришел в новый класс, школу, познакомься с детьми…
  • ты пошел в магазин…
  • дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать…
  • пришли гости, покажи свою комнату, игрушки, расскажи о себе…

«Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с нескольким детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. «Зеркало» должно отгадать кто это, а потом поменяться ролями.

Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Желаю успехов в воспитании ваших детей.


Литература:
  • Е.Морозова «Застенчивый ребёнок»,
  • Журнал «Малыш и мама» №2,2005г.
  • Мишель Бора «38 моделей поведения»