Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я самостоятельно вырабатываю для себя критерии достоинства, красоты, успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Игры с агрессивными детьми

Игры с агрессивными детьми


Богачкова Н.Л.
Педагог-психолог

С детьми, склонными к проявлению агрессии, необходимо играть в подвижные и словесные игры, рисовать, лепить из глины и пластилина, научить основам релаксации и расслабления.
Для того, чтобы ребенок мог лучше понять свое состояние, осознать испытываемые им чувства и эмоции, можно попросить его сделать рисунки на темы: "Koгдa я сержусь", "Koгдa я радуюсь", "Koгдa я счастлив", «Когда я обижаюсь» и т.д.

Что касается словесных и подвижных игр, то для таких детей нужно подбирать игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.
На первых порах ребенок может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, он начинает вести себя более спокойно.

Важно помнить, что если родители не могут справиться с гневом ребенка, необходимо обратиться к специалисту и вести работу совместно с психологом.

Вот некоторые игры, в которые полезно играть с детьми, проявляющими агрессию:

"Толкалки" (Фопель К., 1998)
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Детей надо разбить на пары, пары встают на расстояние вытянутой руки друг от друга. Затем дети поднимают руки на высоту плеч и опираются ладонями о ладони своего партнера. По сигналу взрослого ребята начинают толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если один из игроков сдвинет другого с места, нужно вернуть их в исходное  положение. Для устойчивости можно отставить одну ногу назад. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

"Рубка дров" (Фопель К., 1998)
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.
Скажите детям: "Кто из вас  рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"" Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

"Бумажные мячики" (Фопель К., 1998)
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги или газеты, чтобы получился плотный мячик. Затем дети делятся на 2 команды,  и  каждая из них выстраивается в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего "Приготовились! Внимание! Начали!" ребята бросают мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу.

"Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, (имя), морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, (имя), солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

"Глаза в глаза" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Ребенок должен взяться с партнером за руки. Смотреть надо только друг другу в глаза и, чувствуя руки,  молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

"Ласковые лапки" (Шевцова И.В.)
Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Воробьиные драки"
Цель: снятие физической агрессии.
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Кукла "Бобо" (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)
Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например, из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни. Важно! Не используйте для этих целей готовую игрушку, изображающую зверюшку, малыша – «Бобо» должна быть немного обезличена.

"Каратист" (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)
Цель - снятие физической агрессии.
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

"Боксер"
Это вариант игры «Каратист», но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

"Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998)
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку (или группе детей) успокоиться!