Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я смело и уверенно прокладываю путь к успеху и исполнению желаний
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Агрессивные дети

Агрессивные дети


Богачкова Н.Л.
Педагог-психолог


Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,..
наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания., состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Практически в каждом классе есть минимум один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на одноклассников, бьет их, обзывает, отнимает чужие вещи. Конечно, родителям других детей и педагогам трудно и даже невозможно понять его и принять таким, какой он есть.

В большинстве случаев агрессивный ребенок не признает, что он агрессивен. Наоборот, зачастую такой ребенок считает, что не он, а все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить ни свое состояние, ни состояние окружающих.

Самым важным фактором, влияющим на формирование агрессивного поведения у детей, является способ наказания, который применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. Агрессивные дети вырастают, как правило, в тех семьях, где наказания слишком строги, а также, как ни странно, у слишком мягких родителей.

Агрессивный ребенок, возможно, больше других детей нуждается в помощи, ведь его агрессия – это отчаянная попытка завоевать «место под солнцем». Так он показывает свой страх, обиду, несогласие. Он просто не знает других способов проявить и защитить себя. Такие дети часто чувствуют себя никому не нужными изгоями. Сверстники избегают агрессивного ребенка, а взрослые  нередко наказывают, даже не пытаясь понять причину его поведения.

Существует восемь критериев агрессивности, и если в течении 6 месяцев в поведении ребенка регулярно проявляются четыре и более из этих признаков, ребенка действительно можно назвать агрессивным:
  • Часто теряет контроль над собой;
  • Часто отказывается выполнять правила;
  • Часто  винит других в своих ошибках;
  • Часто сердится и отказывается выполнить предложенное задание;
  • Часто специально раздражает людей;
  • Часто спорит, ругается со взрослыми;
  • Часто завистлив, мстителен;
  • Часто чувствителен и раздражителен.
Также для выявления агрессивности у ребенка можно использовать специальную анкету (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).

Критерии агрессивности у ребенка
  • Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  • Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  • Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  • Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  • Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  • Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  • Он не прочь подразнить животных.
  • Переспорить его трудно.
  • Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  • Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  • В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  • Часто не по возрасту ворчлив.
  • Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  • Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  • Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  • Легко ссорится, вступает в драку.
  • Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  • У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  • Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  • Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
  • Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
  • Средняя агрессивность — 7—14 баллов.
  • Низкая агрессивность — 1—6 баллов.
Как же помочь агрессивному ребенку?
  • Чтобы ребенок мог справляться со своими эмоциями, надо научить его осознавать свои чувства и выражать их. Принимайте как позитивные, так и негативные чувства ребенка, называйте их: «Я понимаю, что ты обижен  (сердит,  рад, счастлив, огорчен и т.п.). Конечно, то, что произошло (и здесь нужно описать событие, которое вызвало у ребенка данное чувство), может вызвать обиду (злость, радость, гордость, огорчение и т.п.)
    Если ребенок затрудняется в назывании чувств,  можно пользоваться плакатами и таблицами с изображением людей, которые демонстрируют различные эмоции. Еще один способ научить ребенка распознавать эмоции – рисование. Хорошо рисовать с ребенком на темы: «Когда я счастлив», «Когда я сержусь», «Грусть» и т.д.
  • Обращайте внимание ребенка на те чувства, которые испытываете вы сами, чтобы он видел, что в жизни каждого человека присутствует весь спектр чувств.  Также вы можете обсуждать с ребенком эмоции и чувства героев книг, фильмов.
  • Научите ребенка сопереживать. Сопереживание – это способность понимать состояние другого человека. Можно поиграть в игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других. Для этого предложите разыграть ситуации из известных сказок, при этом ребенок должен поочередно побывать на месте каждого персонажа. И обязательно обсуждайте:  Какие эмоции испытывали персонажи? Как они их выражали? Что еще они могли бы сделать?
  • Учите своих детей распознавать разницу между чувствами и поступками. Когда взрослый говорит «Не надо обижаться, сердиться и пр.», тем самым он сообщает ребенку, что тот испытывает неправильное чувство. Но нет чувств «правильных» и «неправильных», «хороших» и «плохих».  А вот форма выражения чувств может быть  неприемлемой и даже опасной как для самого ребенка, так и для окружающих. Если ребенок поймет, что имеет право на любые чувства, но не на любые действия, ему будет легче научиться управлять собой.
  • Когда ребенок делится с вами своими чувствами, не осуждайте и не оценивайте его, а просто выслушайте и постарайтесь понять. И только потом предложите помощь, варианты выхода из сложившейся ситуации. Если таких вариантов несколько, то вместе с ребенком проговорите исход каждого из них, чтобы выбрать наиболее эффективный.
  • Научите своего ребенка тем способам выражения агрессии, которые допускаются обществом.

Вот несколько  способов безопасно выплеснуть свой гнев:
  • Написать на листе бумаги те слова, которые хочется выкрикнуть, а затем выбросить  (сжечь, закопать) этот лист;
  • Поколотить подушку или что-то мягкое;
  • Побегать или попрыгать;
  • Комкать и рвать газеты;
  • Нарисовать обидчика так, как захочет ребенок – смешным, нелепым, маленьким, испуганным и т.п.
  • Бить боксерскую грушу;
  • Стучать надувным молотком или дубинкой;
  • Поиграть в «землетрясение» (кубики), «крушение поездов»;
  • Водой из водного пистолета сбивать плавающие в ванной игрушки;
  • Надуть своей злостью воздушный шар.
Помните, что дать ребенку возможность проявить свой гнев важно непосредственно после события, вызвавшего его!
Обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь тогда, когда оно будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение длительного времени.


Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста – психолога.


В статье были использованы материалы из книги "Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми". Авторы: Лютова Е.К., Монина Г.Б.


Продолжение читайте в статье Игры с агрессивными детьми