Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое сознание наполнено картинами успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Корректирующие игры для медлительных детей

Корректирующие игры для медлительных детей


Богачкова Н.Л.
педагог-психолог

Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность у ребенка? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Но степень подвижности нервных процессов не является постоянной в течение всей жизни.
Примерно с трех до двадцати лет скорость нервных процессов постепенно возрастает, кроме того, эта характеристика может быть существенно скорректирована с помощью специальных игр и упражнений.
Основная суть этих упражнений – резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно.

Для того, чтобы занятия были эффективны, важно придерживаться нескольких правил:
  • Правило 1. Не торопите ребенка, ситуация спешки только замедлит его движения!  
  • Правило 2. Начинать игру нужно тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении.
  • Правило 3. Проводите игры систематически. Лучше играть ежедневно по 10-15 минут, чем по часу  раз в неделю.
  • Правило 4.  Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок мог видеть, чему он научился, и понимать, чему он только учится. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие возможности.
  • Правило 5. Чаще используйте в играх резкую смену скорости движений — от медленных к очень быстрым, и обратно. Задавайте периодически максимально высокий темп, но не затягивайте этот этап игры, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение, и он может переутомиться.
  • Правило 6. Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, так как постоянное отставание обескураживает медлительных, приводит их в  тревожное состояние.
  • Правило 7. Позаботьтесь о том, чтобы ваш сын или дочь не оказались в роли вечно проигрывающего. Если ребенок слишком часто проигрывает, помогите ему отыграться. Важно, чтобы эти занятия не стали дополнительным ударом по его самооценке.
  • Правило 8. Хвалите ребенка и радуйтесь даже маленьким его достижениям. Так вы поможете ему поверить в собственные силы.
Игры со сменой темпа движений:
  • Ходьба - бег - ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку или при смене темпа музыкального сопровождения.
  • Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения.
  • Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.
Игры с максимально быстрыми движениями:
  • «Дятел». Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10X10 см и карандаши. По сигналу дети в течение минуты как можно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек выигрывает.
  • «Обмоталочки» (народная игра). Берется длинная веревка, более 5м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.
  • «Обмоталочки» (второй вариант). Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.
  • «По ровненькой дорожке на одной ножке». Это упражнение тренирует динамическое равновесие. Ребенку нужно на одной ноге проскакать 5 м, стараясь двигаться по прямой. Ориентиров быть не должно, а вам следует оставаться за его спиной. Отклонение в 50 см от воображаемой прямой в ту или иную сторону не допускается.
Игры для развития психомоторики медлительных детей
  • «Скатай шарик». Нужно взять 8 листочков тонкой бумаги размером 5х5см, положить их на стол на расстоянии вытянутой руки, взять по листочку в правую и левую руки и пальцами одновременно скатывать их в шарики. Через 15 сек. разжать пальцы, чтобы скатанные шарики упали на стол. Взять другие листочки и повторить упражнение. Сначала шарики будут похожи на мятые бумажки. Но постепенно их форма будет становиться более четкой. Тогда задачу можно усложнить: взять бумагу плотнее, а времени на скатывание дать меньше. Со временем  ребенок сможет скатать тугой шарик  за 10 секунд.
  • «Смотай клубок». У каждого участника должно быть 4-5 цветных шерстяных нити  длиной по 2 м. Задача: смотать плотный клубочек одной рукой. Сперва правой (ведущей), а затем левой. Через некоторое время у ребенка станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити.     Контрольное время: для ведущей руки - 20 сек., для другой - 25 сек.
Игры для развития внутреннего торможения:
  • Игровая гимнастика. Дети повторяют за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т.д. Затем вводятся дополнительные условия:
    • "Запретное движение". Одно движение, например, хлопки над головой, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше.
    • "Замена". Если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает - присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.
    • "Все наоборот". Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания. Затем задания меняются. Услышав "Быстрей!" - дети должны замедлить темп, "Медленней!" -  напротив, убыстрить его, "Тише!" - хлопать и топать как можно громче, "Громче!" - хлопать и топать как можно тише.
  • «Шарик». Нужно встать друг напротив друга и перекидывать друг другу надувной шарик. При этом нельзя двигаться с места и отрывать ступни от пола. Тот, кто двинулся с места или потерял шарик, - проиграл.
  • «Замри!». Присесть на носочках, вытянуть руки вперед, глаза закрыть, и в таком положении находиться 15 секунд. Смещение позиции, качание, балансирование руками считается ошибкой. Можно завести дневник достижений ребенка. Для этого возьмите бумажную ленту (например, для оклеивания окон), и сделайте на ней разметки по числу секунд. Каждый раз отмечайте на ленте результат выполнения ребенком упражнений. Пусть он видит рост своих достижений.
  • «Эстафета». Здесь возможны самые разные варианты: проскакать какую-то дистанцию, проползти и т. д. – важно, что каждый следующий ожидает своей очереди на конце дистанции, т. е. тренирует торможение. Вот некоторые варианты заданий:
    • Бежать, держа в руках горящую свечу, чтобы она не погасла;
    • Бежать со стаканом воды, чтобы она не расплескалась (сначала стакан можно налить на треть, со временем – почти доверху);
    • Бежать, отбивая рукой воздушный шарик;
    • Бежать с башенкой из кубиков на ладони (сначала из трех, постепенно число кубиков можно увеличить).
Самое главное, что могут сделать родители для своего копуши, это принять и полюбить его таким, как он есть. Поэтому не ругайте ребенка за неудачи, не сравнивайте его достижения с успехами других детей. Помогите ему занять свою нишу. В любой сфере, которая не требует мгновенной реакции, он будет чувствовать себя уверенно и спокойно. И в какой-то момент вы поймете, что по-настоящему гордитесь своим сыном или дочерью.