Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Выбирая светлые мысли, я программирую себя на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Медлительные дети

Медлительные дети


Богачкова Н.Л.
педагог-психолог

Медлительность - это особенность психики некоторых детей, ее причиной является низкая подвижность нервных процессов. Медлительные дети дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного дела на другое, не поспевают за быстро меняющейся ситуацией.
«Проверку на скорость» можно легко осуществить в домашних условиях. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку на любой строчке ставить точку и одновременно громко считать до десяти. В среднем 6-летние выполняют  задание за 10-12 секунд, 7-летние  за 6-8 секунд, а у медлительных детей это может занять в 1,5-2 раза больше времени.

У подвижных детей ускорение темпа подачи сигналов оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов. А медлительные дети реагируют на нагрузку уменьшением количества усваиваемой информации, то есть нагрузка усиливает торможение. Слушая быструю речь или следя за быстрым показом учебного материала, такой ребенок не успевает уловить суть, и значительная часть слышимого и видимого им не усваивается. На групповых занятиях такие дети просто не поспевают за остальными, хотя качество их работ ничуть не хуже.

Можете быть уверены: если медлительный ребенок приступает к какому-то делу, то делает его со свойственной ему основательностью. И постепенно это дает очень хорошие результаты. Знания, которые он приобретет, остаются в его голове на долгие годы.  Если такой ребенок хорошо сдает экзамен, значит, он действительно прекрасно знает материал.

Медлительные дети неохотно берутся за новые дела, им необходима поддержка. Интерес и любопытство помогут ребенку мобилизовать свои силы.

Чтобы такой ребенок не боялся новых предметов и дисциплин в школе, можно сходить с ним в музей, почитать увлекательную литературу по теме, поиграть в познавательную игру. Если медлительные дети чем-то увлечены, они с присущей им настойчивостью глубоко погружаются в эту область. Будь то история, география, химия — они постепенно станут в ней одними из лучших (и даже первыми!).

Медлительность не является недостатком, но она приносит много неприятностей детям и их родителям.

Проблемы медлительных детей возникают из-за постоянного недовольства ими окружающих: взрослые раздражаются, дети не очень охотно принимают их в игры, а самое главное - они испытывают трудности в обучении. Современная школа требует не только хороших знаний, но и быстрой реакции и высокого темпа деятельности.  Зачастую у учителей не хватает ни времени, ни терпения на медлительного ребенка, и в результате недописанное упражнение приравнивается к невыполненному, и отметка за него ставится соответствующая. Со временем такое отношение может сформировать у ребенка низкую самооценку.

Как же помочь медлительному ребенку?
Вот некоторые рекомендации для родителей:
  • Всегда помните, что ваше раздражение и недовольство еще больше усиливают торможение. Ребенок может прекрасно знать ответ на вопрос, но вы не даете ему собраться, подстегиваете: "Скорее!", он нервничает – и не отвечает. Поэтому нужно стараться разговаривать с ним спокойно, без упреков и понуканий. Ровный тон и доброжелательное отношение гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
  • Еще одна особенность медлительных детей - трудность переключения на новый вид деятельности. Занимаясь с такими детьми, нельзя «перескакивать» с предмета на предмет. Надо делать паузу или говорить медленнее, тогда дети прекрасно справятся с заданием.
  • Родителям стоит идти на шаг впереди заданного в школе, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет на уроке, и успевал «ловить» слова учителя. Если не дать ему такого запаса, то накопятся пробелы, а догонять таким детям особенно трудно.
  • Установите для ребенка четкий режим дня. Если ребенок в одно время ложится спать, делает уроки, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок, то ему легче справиться со встающими перед ним задачами.
  • Медлительному ребенку нужно больше повторений одного и того же действия, чтобы он догнал по показателям детей с подвижными нервными процессами. Медлительные дети не уступают подвижным в уровне общего психического развития, но им труднее - они быстрее устают, у них ниже скорость и точность работы, хуже внутреннее торможение.
  • Любую тренировку (более быстрое выполнение задания, ограничение во времени и т.д.) следует давать на положительном эмоциональном фоне, т.е. с веселым, оживленным настроением, которое легче всего создается в игре. Поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций.
  • Нельзя чрезмерно опекать медлительного ребенка, так как при этом свойство подвижности, и без того недостаточное, ослабляется еще больше. Нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в постоянной тренировке.
Итак, медлительность – это свойство нервной системы. Нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой. Постоянный цейтнот, в котором они живут, - один из самых вредоносных факторов; это путь к неврозам.
Но это не значит, что медлительным детям суждено быть вечно отстающими. Со временем обязательно произойдет некоторая возрастная компенсация. Родители должны встать на позицию своего ребенка и признать, что он такой, как есть, и не сравнивать его с более шустрыми детьми. Это поможет ему адаптироваться к школе и окружающему миру. И тогда ребенок почувствует себя равным среди сверстников.


Использованные материалы:
  • М.М.Кольцова "Медлительные дети" (С-Пб., "Речь", 2003 г.),
  • В.Алямовская и Н.Керкез "Как помочь "медленному" ребенку?" (журнал "Игра и дети", 2003 г., №4).