![]() |
"Я и мой характер" или отношения подростка с собственным характеромРудницкая Е.М.Педагог-психолог |
Характер является прижизненным
образованием и может трансформироваться в течении всей жизни.
Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями,
чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере тог как формируется
определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.
Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные
обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская копания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость - в ситуации общения и т. д.
В возрасте 13 -14 лет у подростков меняется не только телесность, но происходят значительные как бы невидимые физиологические изменения, проявления которых, однако дают о себе знать в разных сферах его жизни. "В это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы ("акцентуации характера") выступают наиболее ярко, так как черты характера не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом" (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1985)
Характер относится к тем реальностям, которые подросток не выбирает (можно говорить о прижизненном формировании некоторых акцентуаций через стиль родительского воспитания, но ребенок не выбирает ни своих родителей, ни стиль воспитания, поэтому к моменту становления самосознания сталкивается с характером как со сложившейся реальностью как бы данному ему извне). Если, согласно Эриксону и Де Левита, говорить о трех формах идентичности, а именно о приписной (раса, пол, социальный слой, т.е. то, что человек не выбирает), приобретенной (знания, статус, круг общения) и заимствованной (роли, которые человек выполняет в жизни, заимствуя их у какого-то образца), то характер, очевидно, относится к идентичности приписной (Ремшмидт Х., 1996).
Для подростка проблема характера зачастую более неразрешима, чем физические недостатки, так как с последними можно "бороться" с помощью физических тренировок, с характером же бороться бесполезно. Таким образом, к моменту возникновения самосознания, или к началу поисков идентичности (по Эриксону), когда подросток задается вопросами: "Кто я?", "За кого меня принимают?", "Каким мне хотелось бы стать?", ему приходится обратить внимание на некоторую реальность, которая называется характер и которая, как правило, доставляет много неприятностей. Характер встает перед подростком как нечто стабильное (стабильное зачастую в своей нестабильности) и практически неизменяемое, т.е. как внешний фактор по отношению к его рефлексирующему Я. Как правило, "проблемами плохого характера" подростки называют то, что педагоги и родители называют "проблемами плохого поведения". Характер для подростка- это основное оправдание его неудач и проблем как в учебе, так и в общении. Многие подростки пытаются бороться со своим характером, хотели бы изменить его.
Проблема характера обостряется при сравнении себя с эталоном (как правило, у тех личностей, которые выступают для подростка в качестве эталонов, нет проблем с характером), она становится по-настоящему серьезной на фоне неприятия характера ребенка его родителями, когда, слыша фразы типа "Весь в отца, такой же ужасный характер", подросток чувствует эмоциональное отвержение со стороны близких.
Недовольство своим характером испытывают представители всех акцентуаций, в том числе и такого традиционного выигрышного типа, как гипертимный. Кризис идентичности является нормативным кризисом, он не только ставит проблемы, но и обнаруживает психологические резервы для их решения, однако это не уменьшает его остроты; в проблеме отношений со своим характером подростку, безусловно, нужна квалифицированная помощь компетентного взрослого.
Основная цель систематической помощи взрослого подростку в вопросах отношений с характером- изменить установку по отношению к своему характеру с негативной на принимающую. Важно сделать так, чтобы подросток перестал бороться со своим характером или использовать его для оправдания своей несостоятельности, перестал бояться его, познакомился с ним поближе, почувствовав и оценив сильные стороны своей акцентуации, чтобы подросток научился черпать силы и уверенность в своей индивидуальности, научился уважать свою индивидуальность и "инаковость" другого человека. Эта помощь должна строится на следующих основных положениях:
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская копания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость - в ситуации общения и т. д.
В возрасте 13 -14 лет у подростков меняется не только телесность, но происходят значительные как бы невидимые физиологические изменения, проявления которых, однако дают о себе знать в разных сферах его жизни. "В это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы ("акцентуации характера") выступают наиболее ярко, так как черты характера не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом" (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1985)
Характер относится к тем реальностям, которые подросток не выбирает (можно говорить о прижизненном формировании некоторых акцентуаций через стиль родительского воспитания, но ребенок не выбирает ни своих родителей, ни стиль воспитания, поэтому к моменту становления самосознания сталкивается с характером как со сложившейся реальностью как бы данному ему извне). Если, согласно Эриксону и Де Левита, говорить о трех формах идентичности, а именно о приписной (раса, пол, социальный слой, т.е. то, что человек не выбирает), приобретенной (знания, статус, круг общения) и заимствованной (роли, которые человек выполняет в жизни, заимствуя их у какого-то образца), то характер, очевидно, относится к идентичности приписной (Ремшмидт Х., 1996).
Для подростка проблема характера зачастую более неразрешима, чем физические недостатки, так как с последними можно "бороться" с помощью физических тренировок, с характером же бороться бесполезно. Таким образом, к моменту возникновения самосознания, или к началу поисков идентичности (по Эриксону), когда подросток задается вопросами: "Кто я?", "За кого меня принимают?", "Каким мне хотелось бы стать?", ему приходится обратить внимание на некоторую реальность, которая называется характер и которая, как правило, доставляет много неприятностей. Характер встает перед подростком как нечто стабильное (стабильное зачастую в своей нестабильности) и практически неизменяемое, т.е. как внешний фактор по отношению к его рефлексирующему Я. Как правило, "проблемами плохого характера" подростки называют то, что педагоги и родители называют "проблемами плохого поведения". Характер для подростка- это основное оправдание его неудач и проблем как в учебе, так и в общении. Многие подростки пытаются бороться со своим характером, хотели бы изменить его.
Проблема характера обостряется при сравнении себя с эталоном (как правило, у тех личностей, которые выступают для подростка в качестве эталонов, нет проблем с характером), она становится по-настоящему серьезной на фоне неприятия характера ребенка его родителями, когда, слыша фразы типа "Весь в отца, такой же ужасный характер", подросток чувствует эмоциональное отвержение со стороны близких.
Недовольство своим характером испытывают представители всех акцентуаций, в том числе и такого традиционного выигрышного типа, как гипертимный. Кризис идентичности является нормативным кризисом, он не только ставит проблемы, но и обнаруживает психологические резервы для их решения, однако это не уменьшает его остроты; в проблеме отношений со своим характером подростку, безусловно, нужна квалифицированная помощь компетентного взрослого.
Основная цель систематической помощи взрослого подростку в вопросах отношений с характером- изменить установку по отношению к своему характеру с негативной на принимающую. Важно сделать так, чтобы подросток перестал бороться со своим характером или использовать его для оправдания своей несостоятельности, перестал бояться его, познакомился с ним поближе, почувствовав и оценив сильные стороны своей акцентуации, чтобы подросток научился черпать силы и уверенность в своей индивидуальности, научился уважать свою индивидуальность и "инаковость" другого человека. Эта помощь должна строится на следующих основных положениях:
- нет "плохих" и "хороших характеров, все типы характеров могут быть успешно использованы для достижения человеком своих целей, ни один характер не создает ограничений для интеллектуальной деятельности или для профессиональных достижений любой сложности;
- "Я" и характер- не одно и то же; знание своего характера позволяет использовать его максимально эффективно, а незнание формирует опыт неудач.
Используемая литература:
- 1.Общая психология. Учебное пособие. Под ред. Петровского А.В. М., Изд-во"Просвещение", 1970
- 2.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издательство "Феникс", М.,1996
- 3.Кле М. Психология подростка. М., 1989
- 4.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,1987
- 5.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.,1994
- 6.Материалы базового набора тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Бондаренко Н.А., Рязанова И.Н. под ред.Кривцовой С.В. М.: АСОУ, 2007