Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Успех ищет и находит меня
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

5 : 0 в пользу кота Леопольда

5 : 0 в пользу кота Леопольда


Козырева Наталья Ивановна
педагог-психолог МДОУ Центра развития ребенка № 28 «Ручеек»
«Что ты дома любишь делать?» - спрашивали мы дошкольников. Большинство из них отвечали: «Смотреть мультики». Все больше и больше родителей в состоянии купить новый диск «Человека паука», и все меньше родителей в состоянии сидеть рядом с ребенком, пока он рисует  (восхищаться, хвалить, вешать рисунки на стенку, вытирать неизбежные акварельные разводы на мебели, полу и самом «художнике»). Или читать ему часами, да еще отвечать на вопросы. Или тем более играть в опостылевшие «дочки – матери» или «магазин», тратя время, силы, сдерживая зевоту и думая о том, что это время можно было бы потратить куда целесообразно…Смотреть же мультики ребенок может сам. Вроде и при деле, и доволен. И готов смотреть одно и то же по много раз. Телевизор становится палочкой–выручалочкой для взрослых и привычным времяпрепровождением дошкольника. В ущерб остальным видам деятельности. В ущерб общению. Конечно, в ущерб физическому (зрение), а иногда и психическому здоровью и в конечном итоге – развитию его личности.

Что же смотрят дошкольники? Какие именно мультфильмы настолько их захватывают, что они по часу и более не пристают к маме, не гуляют, не играют, не рисуют? Только смотрят. Что они смотрят?

Опросы показали, что дети смотрят все, что им предлагают, но предпочитают американские и японские мультфильмы с ярким, выразительным, хотя и упрощенным рисунком, динамичным сюжетом, минимальным сопроводительным текстом. На экране – «Чокнутый», «Черепашки–Ниндзя», «Икс-мены», «Шинзо», «Томми-оборотень», а перед экраном – ребенок 5-6 лет, а то и меньше. Он впитывает информацию, и она не исчезает бесследно и безвозвратно, а откладывается в памяти в форме ярких зрительных образов (и ребенок с криком просыпается ночами), в форме образцов поведения (и растет количество драк, конфликтов, проявлений агрессии в играх детей, да и в их обычных отношениях). Одновременно исчезает понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Формируется представление о мире, как арене борьбы всеми средствами между силами Зла и Добра. Искаженное представление о мире служит опорой для жизни в мире реальном.

В России, в нашей культуре, с давних пор производство и потребление «искусства для детей» несли очень большую воспитательную нагрузку. Ребенку конкретно объясняли, «что такое хорошо и что такое плохо» и почему именно. Неувядаемая классика кинематографии была основана на эффективном воздействии на эмоциональную сферу ребенка и обязательно включала объяснения и обоснования действий и поступков героев. Сюжет большинства заграничных фильмов заключается в том, что положительный герой бьет, преследует, изобретательно вредит отрицательному, а тот отвечает ему тем же. Ребенок видит только агрессивные действия, не угадывает их мотивов и склонен принимать это за норму. Создателям этих фильмов даже не приходило в голову, что кто-то захочет подражать отрицательному персонажу. Ребенок, с удовольствием учится всему, что видит, формируя представление о том, что сильному и храброму – все можно, даже если другим от этого больно, плохо, страшно. И никто не тратит сил и времени на ненужные разговоры – зачем, раз есть сила и оружие? И никто никогда ни о чем не задумывается, не жалеет, не грустит. А кто погиб – так тому и надо.

К сожалению, мы не можем остановить поток «неподходящих» для нашего малыша фильмов с экранов телевизора, но мы можем направить их действие в позитивное русло. Ограничить время, проводимое ребенком перед телеэкраном. Посмотрите с ним вместе и начните со старых отечественных мультфильмов. Вам это тоже доставит удовольствие. Хорошо побольше читать ребенку понятные книжки и объяснять, обсуждать, что в них происходит.

Если ребенок не задает вопросов, это, как правило, значит, что он почти ничего не понимает. Участвуйте в воспитании своих детей, полноценной замены родителям не найти, а  время уходит безвозвратно!