Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое жизненное предназначение – счастье и успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Помощь тревожному ребенку

Помощь тревожному ребенку


Богачкова Н.Л.
педагог-психолог

В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки, совершив "неблаговидный" поступок, переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Отдельная тема – учебная тревожность у детей. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя так и завышенные требования к ребенку, сравнение его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной" школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и детям. И при поступлении в первый класс, когда ребенок сталкивается со школьными требованиями и кажущейся невозможностью им соответствовать, тревожность усиливается. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Опытный учитель в течение первого месяца обучения поймет, кто из детей обладает повышенной тревожностью. Для этого достаточно понаблюдать за ребенком в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.

Как правило, тревожный ребенок напряженно оглядывается вокруг, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Таких детей в школе немало, и работать с ними даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что гиперактивные и агрессивные дети всегда на виду, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Эти дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя в неудачах. Такие дети чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Конечно, ни один родитель сознательно не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Но иногда именно действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, тем самым формируют у него ощущение беззащитности перед опасностями мира.

Другая ситуация, порождающая тревожность у ребенка, – когда родители предъявляют требования, соответствовать которым он не в силах. Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки» даже в обычных ситуациях. Так формируется личность человека, который старается действовать таким образом, чтобы не сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Чтобы помочь своим детям обрести уверенность в себе и повысить самооценку, родителям тревожных детей можно порекомендовать следующие правила:
  • Избегайте заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время.
  • Не предъявляйте завышенных требований.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими. Когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Можно сравнить достижения ребенка с его же результатами недельной давности.
  • Хвалите ребенка в присутствии других детей и взрослых, и обязательно сообщайте, за что именно его похвалили. Всегда можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка!
  • Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать и т. д.
  • Как можно чаще называйте ребенка по имени.
  • Нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания.
  • Родители тревожного ребенка должны быть последовательны, поощряя и наказывая его. Если реакция мамы на полученную двойку будет существенно отличаться (от «ничего страшного, завтра исправишь», до лишения на месяц прогулок), это приведет ребенка к стрессу.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если вы очень раздосадованы и сердиты.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Попробуйте в течение одного дня записать все замечания, которые вы сделали своему ребенку, а вечером перечитайте список. Скорее всего, большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо даже ухудшили взаимоотношения с сыном или дочерью.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви, независимо от успехов, и в его компетентности в какой-либо области, ведь не бывает совсем неспособных детей.

Если ребенок будет ощущать вашу любовь, тепло и веру в него, только тогда смогут проявиться его таланты и способности.