Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я устанавливаю для себя стандарты достоинства, красоты и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Тревога, тревожность, страх. В чем разница?

Тревога, тревожность, страх. В чем разница?


Богачкова Н.Л.
педагог-психолог


Чем отличаются друг от друга такие близкие понятия, как тревога, страх и тревожность?
При разграничении тревоги и страха наиболее распространен подход, в соответствии с которым тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом, а страх соотносится с определенным стимулом или объектом.

Тревога — это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, напряжения и беспокойства.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. В определенных ситуациях тревога является естественной и полезной. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии. Человек чувствует тревогу и беспокойство, когда должен сделать что-то необычное, или оказывается в непривычных для себя условиях. И тревога накануне экзамена полезна и нормальна, так как побуждает мобилизоваться и повторить материал еще раз.

Иногда тревога бывает неадекватной и неестественной. Она начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности.

Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Существуют также поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Когда единичные, возникающие время от времени проявления тревоги перерастают в устойчивое состояние, можно говорить о тревожности.

Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Тревожный человек испытывает беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи.

Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. Но страх имеет конкретную причину, а тревожность характеризуется расплывчатостью и неопределенностью. Эмоцию страха переживают люди всех возрастов, и каждому возрасту присущи свои так называемые «возрастные страхи». Двухлетние дети чаще всего боятся посещения врача и разлуки с матерью. Начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 - страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует говорить о тревожности в характере ребенка. Однозначной точки зрения на причины возникновения тревожности у детей не существует, но большинство специалистов высказывают мнение, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки:
  • Постоянное беспокойство.
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  • Раздражительность.
  • Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

С целью выявления тревожного ребенка используется также опросник, составленный  Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко:

Тревожный ребенок
  • Не может долго работать, не уставая.
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  • Руки у него обычно холодные и влажные.
  • У него нередко бывает расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое вызывает у него страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Не любит браться за новое дело.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Боится сталкиваться с трудностями.
За каждый положительный ответ ставится 1 балл, и их сумма дает общий балл тревожности.
  • Высокая тревожность – 15 - 20 баллов
  • Средняя тревожность – 7 - 14 баллов
  • Низкая тревожность – 1 - 6 баллов

Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезд, изменение состава семьи, переход на новый режим дня, смена учителей и т.д. Если родители не в состоянии помочь ребенку сами, они могут обратиться за помощью к специалистам.