Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я избираю путь любви, радости, мира и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Детская самостоятельность

Детская самостоятельность.

Богачкова Н.Л.
педагог - психолог
На вопрос: «Что такое самостоятельность?» можно получить разные варианты ответов:
- ”способность рассчитывать только на свои силы”;
- “независимость от мнений окружающих ”;
- ”действия, которые человек осуществляет без подсказки и помощи окружающих”;
- “умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”.

И каждый из этих ответов верен.
Стремление к самостоятельности у детей проявляется в самом раннем возрасте. Когда малыш говорит: «Я сам!», он тем самым заявляет о своем желании активно осмысливать мир, самоутвердиться. Если не дать ребенку реализовать это желание, то он вырастет пассивным, неспособным обходиться без посторонней помощи. Наивно полагать, что ребёнок будет до определенного возраста послушно делать то, что ему говорят взрослые, а потом вдруг сразу станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Поэтому важно сдержаться и не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а любое, в том числе и маленькое достижение хвалить и поощрять.

Для того чтобы ребенок обрел уверенность в себе, своих силах, никогда не критикуйте его неумелые его действия, а также не делайте их предметом шуток и иронии. То, что для взрослых является простым и легким, от малыша может потребовать больших усилий.

Приучение к бытовой самостоятельности, т.е. умению есть, одеваться, выполнять несложную домашнюю работу – это первый шаг к формированию самостоятельного человека. Участие в этих процессах привлекает малыша. Уже в начале второго года жизни во время кормления он тянется за ложкой, к 2 годам может сам мыть руки с мылом, в 3 года он способен полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготки.

Поначалу дело идет медленно, но не надо спешить с помощью! Проявленная малышом настойчивость — ценное приобретение, которое ему пригодится в дальнейшем. Затем можно приучать ребенка собирать игрушки после игры, накрывать на стол, привлекать к посильной помощи взрослым.

Как правило, труд привлекателен для ребенка только в том случае, если требует некоторых усилий. Слишком легкая работа не приносит ему удовлетворения. Но не следует допускать непосильных нагрузок, череда неудач может привести к возникновению неуверенности в своих возможностях, и ребенок станет постоянно обращаться за помощью к взрослым.

Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом. Бывает, мама сообщает: «Не послушался — будешь за это пыль протирать / посуду мыть». А через некоторое время, когда мама, забыв про это происшествие, предлагает ребенку вымыть тарелки, он протестует и заявляет: «Я ничего плохого не делал». Так дети начинают рассматривать труд как наказание.

Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнить какое-то дело без помощи взрослого, но и в способности приняться за него по собственной инициативе. Развить эту способность можно, закрепив за ребенком постоянные поручения – например, поливать цветы, пылесосить комнату, кормить домашнего питомца и т.д.

Умение самостоятельно принимать решения приходит не только в повседневной жизни, но и во время игры. Это относится к сюжетно-ролевым играм и играм с правилами, в которых можно попробовать разные варианты поведения. Чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет действовать самостоятельно в реальной жизни.

Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения самому находить себе занятие. Даже совсем маленькие дети могут некоторое время самостоятельно заниматься предложенными игрушками. Однако, создавая условия для формирования самостоятельности ребенка, взрослые не должны устраняться от заботы о нем, о режиме дня, досуге и многом другом.

Чтобы дети выросли самостоятельными, нам надо учить их принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. Вот несложные правила, которые помогут ребенку научиться этому:

  • Соблюдение режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя основные дела дня, структурирует жизнь ребенка и приучает его планировать своё время.
  • В жизни ребёнка должна быть сфера, где решения принимает он сам и сам же несёт ответственность за последствия своих действий.
    К примеру, он может решать, какую одежду оденет на прогулку, или в какое время начинает делать уроки, или сам выберет для себя поручение по дому. Если его выбор окажется неудачным, важно обсудить с ним, почему его действие привело к такому результату и как стоит поступать в будущем. Если мы лишим ребенка права на ошибку, он не научится принимать осмысленные решения, а будет или следовать чужим советам, или действовать импульсивно.
  • Взрослый должен показать ребёнку возможности, которые есть у него в конкретной ситуации, и дать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсудить последствия, к которым могут привести его действия.
  • Планирование дел вместе с ребёнком. Не стоит требовать от него, чтобы он принялся за нужное дело немедленно. Лучше предложить: "Давай решим, когда мы с тобой начнем готовить ужин (рисовать, приступим к уборке и т.д.) ". Тогда ребёнок сможет ощутить принятое решение как свое и сам будет нацелен на его выполнение.
Как переоценка, так и недооценка детской самостоятельности чреваты одним результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем. Основные ошибки взрослых в воспитании детей – это две противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности. Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности.