Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое мышление настроено на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Шаг навстречу к своему ребенку

Шаг навстречу к своему ребенку

Марахова Виктория Александровна
педагог-психолог МОУ Лицея № 17,
психотерапевт
«Как найти подход к своему ребенку? Как с ним общаться и понимать?», - задаются вопросом многие современные родители. И не напрасно. В современных нестабильных жизненных условиях, когда подчас все усилия сводятся к преодолению повседневных трудностей, сложно выработать единую стратегию взаимодействия со своим ребенком.
Очень часто родители или потакают своему чаду во всем, боясь потерять его любовь, или строят жесткие запреты без объяснений. Но и первое, и второе помогает лишь на короткий срок, а суть проблемы от этого не решается.

Конечно, единого руководства к действию для родителей быть не может, но общие идеи, которые помогут выстроить грамотные отношения можно сформулировать следующим образом:

Научитесь не просто слушать, а слышать своего ребенка
Все мы очень заняты, но неужели ваш ребенок не заслуживает хотя бы получаса вашего времени, когда вы отложите готовку, разговоры по телефону, просмотр телевизора и выслушаете его? Очень важно слушать и слышать своего ребенка: его просьбы, переживания, чувства. И если вы видите, что ребенок обращается к вам, идет на разговор – отложите дела. Не давайте сразу советов или указаний, не преуменьшайте его проблемы, не убивайте в нем желание выражать свои чувства.

Больше времени вместе
Не стоит ждать первого шага от ребенка, пойдите на встречу первыми: организуйте совместный поход в театр, музей, кино, парк. Общие впечатления не только помогут вам отдохнуть, но и сблизиться в эмоциональном плане.

Бывает и так, что ребенок безобразничает, получает плохие оценки – и все ради того, чтобы родители уделили ему внимания, были больше рядом.

Называйте чувства и выражайте ожидания
Не кричите на ребенка, если он не прав и что-то сделал не так. Обозначайте свои чувства: «Я злюсь потому, что …», «Я огорчена тем, что….». Не отвечайте на проступок ребенка агрессией. Лучше остановитесь, выдохните и подумайте, а как донести до ребенка то, что вы испытываете. Еще один вариант - сформулируйте свои потребности: вместо - «Не кричи», скажите – «Я хочу побыть в тишине», и в центре внимания вместо вашего раздражения будет ваша потребность.

Ищите выход из конфликтных ситуаций
Чувство вины, заниженная самооценка – это лишь малая часть того, что остается у ребенка после претензий, криков, обвинения и унижения родителей. «Но он меня не слышит, а у меня уже терпения нет!», - восклицают родители. Ищите выход из конфликта. Например, расклеивайте своему забывчивому чаду записки, но не нравоучительные, а с просьбами и пожеланиями. Например, «Эти ботинки очень грязные. Неужели их хозяин про них забыл? Будет лучше, если они будут чистыми», «Я огорчен, что на письменном столе столько пыли… Тряпочка для уборки находится в ванной» или «Кошка проголодалась, неужели ее не кому покормить?».

Направьте активность своего ребенка в конструктивное русло
Плохое, несдержанное поведение часто является причиной того, что ребенок не знает как выразить себя, свои чувства по-другому, куда направить энергию. Как следствие: шум, крики, скука, хождение без цели. Дайте ребенку конкретную цель – чем бы он мог себя занять, помочь вам.

Выполняем обещания, не нарушаем правила
Как часто можно увидеть следующую картину: у вас с ребенком был уговор, что сначала нужно убраться в комнате, а потом смотреть мультики. Уборка до сих пор не сделана, а ваше чадо спокойно смотрит телевизор? Значит, ваши слова не выполняются, и, при таком повторении, ребенок потеряет к ним всякое уважение. Не идите на поводу у своего ребенка, не нарушайте данное вами слово: если уборки нет, то и о мультиках говорить не стоит.

Еще  важно: составляющей данного вопроса являются правила. Нельзя требовать от ребенка то, что нарушают взрослые у него на глазах. Если в семье есть правила, то их должны соблюдать все члены семьи, без исключения.

Каждая ошибка – урок
«Опять двойка?!», «Ты разочаровываешь нас» - все это лишь подливает масло в огонь и так расстроенного ребенка. Вместо этого помогите ребенку разобраться – а почему он получил такую оценку. Повторите еще раз материал, закрепите то, что не усвоено, поддержите, покажите надежду в то, что в следующий раз все получится. Нотации и наказания лишь ослабят доверие с ребенком. Запишите вашу общую цель и думайте о путях решения, делая из каждой ошибки – урок.

Гармоничные отношения с ребенком - результат долгого пути, который требует больших усердий. Вам предложены лишь некоторые идеи и рекомендации, но любая из них – основа такого воспитания, благодаря которому, дети смогут стать самостоятельными, уверенными в себе и уважительными к другим, а главное – сохранят с вами доверительные отношения.