Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я доверяю жизни, ведущей меня по пути успеха и изобилия
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Общие понятия о подростковом возрасте и акцентуациях характера

Общие понятия о подростковом возрасте и акцентуациях характера

Рудницкая Е.М.
Педагог-психолог
Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

Акцентуация характера (от латинского слова accentus – ударение):
  • чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.);
  • явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации.
Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания (от жесткости в отношении лабильных подростков, до мягкости и осторожности в отношении сенситивного типа), в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.

Данное положение объясняет актуальность и важность постановки и разработки проблемы акцентуации характера у подростков.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, сенситивный и критический. Согласно взглядам Л.С.Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период. Ст.Холл в силу парадоксальности, амбивалентности и ряда противоречий в настроении и поведении подростка по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст.Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности». Действительно, ряд современных теорий сходится во мнении, что в детском возрасте характер, как…. еще не сформирован, видны лишь отдельные его черты (Характер - это совокупность устойчивых и существенных индивидуально-своеобразных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к окружающему миру и к самой себе… Проявляется он соответственным поведением. (Бухановский А.О., 1998)). Чаще всего эти черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этому способствует как пубертатный кризис, так и отмеченная выше личностная нестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования, в том числе характер. Черты характера, представленные у разных людей, проявляются по-разному: у кого-то ярко, у кого-то слабо и эпизодически.

А.Е.Личко отмечает, что каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов "слабые места", у каждого типа своя "ахиллесова пята". Так, для замкнутого, погруженного в свой внутренний мир мальчика (шизоидный характер) это необходимость быстро устанавливать неформальные отношения с малознакомыми людьми, вхождение в новый коллектив; одиночество он переносит легко. В то время как его сверстник с противоположными чертами характера: общительный, энергичный (гипертимный характер) - с легкостью входит в любую группу, но трудно переносит (проявляет слабую устойчивость) одиночество и жесткий режим.

При скрытой акцентуации особенности, связанные с задатками или способностями, сглаживаются правильным воспитанием. В общении признаки акцентуации не выявляются, хотя сама личность испытывает определенные трудности. Признаки акцентуации могут проявиться при ослаблении компенсаторных механизмов.

При явной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых условиях, "когда "колесо" личности столкнется с дорогой жизни своим шипом".

При неблагополучной социальной ситуации может произойти полная деформация личности, трудноотличимая от психопатии - патохарактерологическое развитие.

Тотальная деформация личности, нарушающая ее социальную адаптацию - психопатия, представляется К.Леонгарду полностью искореженным колесом.

Классификация типов акцентуаций характера в подростковом возрасте по А.Е.Личко выглядит следующим образом (в скобках указаны соответствующие типы акцентуации характера по К.Леонгарду):
  • истероидный (демонстративный);
  • психастенический (педантичный);
  • эпилептоидный (возбудимый);
  • гипертимный (гипертимический);
  • циклоидный (аффективно-лабильный);
  • лабильный (аффективно-экзальтированный и эмотивный);
  • сенситивный (тревожный);
  • шизоидный (интровертированный);
  • неустойчивый;
  • конформный;
  • астено-невротический.
К тому же А.Е.Личко выделяет группу смешанных типов акцентуации характера (гипертимно-конформный и т.д.).

Как отмечалось выше, подросток с явной акцентуацией, с одной стороны, избирательно чувствителен к пагубным влияниям среды, психическим травмам, а с другой стороны, в ответ на эти воздействия он дает специфическую реакцию, соответствующую его характеру. Соответственно, при различного типа акцентуациях возникают разные проблемы: у одних - ранняя алкоголизация, у других - опасность суицида и т.д. Тип акцентуации определяет и межличностные отношения. Поэтому, для избежания нежелательных последствий (усиления акцентуированных черт до психопатического уровня, побегов из дома, попыток самоубийства, противоправного поведения и т.д.), мы считаем наиболее эффективным рассмотрение типов акцентуации личности (по данным А.Е.Личко) в свете подростковых проблем, свойственных каждому конкретному типу.

Гипертимный тип Гипертимные подростки с детства общительны, болтливы, шумливы. В школе оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно.

В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение: оптимизм в сочетании с кипучей энергией. В компаниях - это лидеры, "заводилы". У них есть неудержимый интерес ко всему новому - людям, местам, занятиям. Но существует и оборотная сторона этих привлекательных качеств. С энтузиазмом включаясь в новое дело, они не доводят его до конца, постоянно меняют увлечения, не в состоянии выполнить работу, требующую тщательности, аккуратности. Легко общаясь с разными людьми, они не разборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу.

Они плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых, дают вспышки раздражения и гнева. В семье борются за самостоятельность (реакция эмансипации); есть склонность к самовольным отлучкам из дома. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе.

Из острых подростковых проблем им свойственны делинквентность и алкоголизация (в компании сверстников); могут попробовать другие дурманящие средства. Для них характерны ранние сексуальные связи.

Циклоидный тип Эти подростки производят впечатление гипертимов. Но в начале или при завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются апатия, раздражительность, ощущается упадок сил. Учиться ставится труднее, компании сверстников больше не привлекают. Бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.

Обычно состояние меняется через одну - две недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема случаются все реже.

В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны проблемы гипертимов.

В субдепрессивной фазе тяжело переживают изменение привычного образа жизни, мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Серьезные неудачи, укоры и упреки могут вызвать острую аффективную реакцию (возможны попытки самоубийства).

Лабильный тип Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, повышенная эмоциональная лабильность. От сиюминутного настроения зависит самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству.

Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.

При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждение. Утрата близких, вынужденная разлука, отвержение со стороны значимых людей вызывают аффективные реакции, неврозы и депрессии.

Астено-невротический тип Главные черты - повышенная утомляемость, раздражительность и ипохондричность. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих, но аффективные вспышки несильны и непродолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в патологической заботе о собственном здоровье.

На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются.

Сенситивный тип Эти подростки с детства пугливы, застенчивы и послушны, это - "домашние дети". Школа сначала пугает их, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно, бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.

Основные черты - высокая чувствительность и чувство неполноценности. Их "ахиллесова пята" - отношение окружающих: крайне тяжела ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений. У них рано формируется чувство долга, ответственности. Они усваивают моральные нормы поведения и духовные ценности старшего поколения. Предъявляют высокие этические требования в окружающим и, прежде всего, к себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, занимаются самобичеванием.

К родственникам сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке, упреки и наказания вызывают угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Эти подростки предпочитают близкого друга большой компании, им свойственны романтические влюбленности, однако, свои чувства или скрывают, или выражаю так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.

Когда сенситивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляют серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бываю попытки самоубийства.

Психастенический тип Становлению психастении способствует воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Ребенок боится не оправдать слишком высокие ожидания родителей. Так как в основном надежды и обязанности  связаны с учением, критическим периодом становятся первые классы школы.

В подростковом возрасте появляется нерешительность, склонность к самоанализу и тревожная мнительность. Им труден любой, даже малозначимый выбор. Пытаясь преодолеть свою нерешительность, они иногда действуют скоропалительно и неосмотрительно, а неудачи затем усиливают их сомнения. Они обнаруживают страстную, патологическую привязанность своим близким. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становится педантизм, точное следование намеченному плану и специально придуманные предметы и ритуалы.

Нарушений поведения при этой акцентуации не бывает. Основная проблема - легкость возникновения навязчивых страхов, действий, все более усложняющихся мыслей и представлений.

Шизоидный тип Черты этого типа проявляются особенно рано. С детства ребенка отличает холодность, избегание сверстников, игры в одиночестве. В половом возрасте выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты.

Внутренний мир подростков богат только при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрываемых от посторонних. Духовное одиночество их не тяготит, неспособность к общению связана с недостатком интуиции ("любят меня или ненавидят?") и отсутствием сопереживания другим. Недоступность их внутреннего мира, сдержанность в проявлении чувств делают их поступки неожиданными и непотными для окружающих.

Алкоголизация здесь встречается редко, так опьянение не вызывает у них подъема настроения. Наиболее острая проблема - использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.

Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная агрессия и др.).

Эпилептоидный тип Главные черты - склонность к дисфории (Дисфория - состояние мрачного недовольства, злобы, негодования. Для эпилептоидных подростков характерно злобно-тоскливое настроение.(Кулагина И.Ю., 1999)), напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер. Дисфории сильны и продолжительны (до нескольких дней): раздражение приводит к поиску объекту, на котором можно сорвать зло, подросток долго не может остыть. Аффект может возникнуть по любому поводу, но часто бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при властности, неуступчивости и эгоизме таких подростков.

Эмансипация от взрослых протекает очень тяжело. Если конфликт приводит к разрыву отношений с родными, проявляется озлобленность и мстительность. Их власть в группе сверстников держится на страхе слабых, но в тоже время они умеют угодить начальству.

Влюбленности эпилептоидных подростков всегда окрашены мрачными тонами ревности. Появляется напряженное сексуальное влечение. Возможны сексуальные эксцессы, вплоть до извращения. При ранней алкоголизации возникает потребность пить "до отключения".

Несмотря на положительные качества - аккуратность, бережливость, дисциплинированность при жестких условиях воспитания - эпилептоидный тип характера является одним из самых неблагоприятных для социальной адаптации.

Истероидный тип Эти подростки не выносят, когда при них хвалят других, уделяют другим больше внимания. Успешность их учения во многом зависит от того, ставят их в пример другим или нет.

Главная черта - демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании, восхищении и сочувствии окружающих. С ней связаны лживость, внушаемость, театральность и т.д.

Их "слабое место" - утрата всеобщего внимания, ущемленное самолюбие, развенчанная исключительность. В этих случаях появляются "бегство в болезнь", попытки избавиться от того на кого внимание переключилось. Нередко используются суицидальные демонстрации (способы самоубийства рассчитаны на быструю помощь и предотвращение). Нарушение поведения часто тоже служит этим целям: выпивки, воровство, прогулы - сигнал для родственников: "Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!"

Поскольку они претендуют на исключительное положение или лидерство в группе сверстников, "пускают пыль в глаза", то долго эти подростки нигде не задерживаются.

Алкоголизм здесь встречается редко, делинквентность обычно носит несерьезный характер, но они любят похвастаться этим.

Неустойчивый тип Подростки с детства непослушны, непоседливы, но трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Учатся только при постоянном строгом контроле.

Главная черта - неустойчивость поведения, слабоволие. Они тянутся к развлечениям, удовольствиям, безделью. Часто забрасывают учебу (никакой труд для них не привлекателен). Любят гулять, включаются в уличные компании, часто - в асоциальные группы.

Основная проблема - делинквентность, связанная с желанием развлечься (кража, угон мотоциклов, хулиганство и т.д.). Склонны к алкоголизму, токсикомании или наркомании. Часто убегают из дома. Во время побегов ищут компанию или подходящего спутника, легко попадают под его влияние.

К родителям обычно равнодушны. Рассматривают их как источник средств для развлечений. Не способны на преданную дружбу и романтическую влюбленность.

Конформный тип Комформность - подчинение человека мнению группы; качество противоположные самостоятельности и независимости (Кулагина И.Ю., 1999). Главная черта - чрезмерная конформность к своему окружению, а, следовательно, некритичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы.

Такие подростки - продукт своей микросреды. В благополучном окружении им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения. Они дорожат своим местом и стабильностью в группе сверстников. Одна из самых тяжелых ситуаций - изгнание из подростковой компании.

Попав в асоциальные группы, конформные подростки легко спиваются, втягиваются в групповые правонарушения. Их могут подбить на побег из дома.

Акцентуация личности, так ли это плохо?
К.Леонгард отмечал: "Акцентуированные личности - это далеко не худшая половина человечества". По его данным, около половины европейских подростков являются акцентуантами.

Л.Н.Собчик считает, что "именно акцентуированные личности обладают наиболее выраженным творческим потенциалом”. Она приводит следующую информацию. Проведенное социально-психологическое исследование в Вузах Москвы показало, что "среди наиболее успешных в учебе студентов абсолютное большинство лиц оказалось акцентуированными личностями".

К.Леонгард пишет, что "если вы оказались человеком акцентуированным, то поищете себе должное применение, чтобы ваша акцентуация способствовала бы вашему личному росту, а не тормозила его". Но не следует забывать, что "в акцентуированных… личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд". Иначе говоря, в зависимости от ситуации акцентуации могут способствовать или развитию способностей личности (социально положительные достижения), или возникновению различных форм личностной патологии: кратковременные и затяжные преходящие психогенные состояния, патохарактерологические развития.

Так, демонстративную личность не стоит ориентировать на занятия математикой. Может быть, ей лучше пойти на сцену, а при буйной фантазии и хорошем развитии интеллекта, заняться писательством. Педанту лучше поручить очень сложную, ответственную работу, требующую четкости и пунктуальности, но не заставлять организовывать вечера отдыха, с которыми с большим успехом справится гипертим, склонный быстро сходиться с людьми и полный оптимизма и т.д.

Итак, так ли уж страшны акцентуации?
Ведь при своевременной диагностике и умело оказанной помощи (родителей, педагогов, психолога) мы в состоянии не только помочь подростку максимально легко, без осложнений, пройти все "подводные камни" подросткового возраста, но и обернуть кажущийся недостаток в преимущество, в ту "изюминку", которая наилучшим образом способствует развитию творческих способностей подростка в будущем.


Список литературы
  • Бухановский А.О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: изд-во ЛРНЦ "Феникс", 1998.-416с.
  • Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Уч.пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ "Сфера", 1999.-192с.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д; изд-во ЛРНЦ "Феникс", 2000.- 544с.
  • Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 416с.(серия "Психология - ХХ века").
  • Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Педологическое общество России. - 1999. - 442с.
  • Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998.- 512с.