Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Приходящие в мою жизнь люди помогают мне добиться успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Стоит ли с ребенком разговаривать о смерти?

Стоит ли с ребенком разговаривать о смерти?


Пучкова Е.Ю.
врач-психотерапевт
Тема смерти пугает, прежде всего, страх вызывает неопределенность. Страх и гнев, это чувства, в отличие от вины, стыда не социальные, а даны человеку из области инстинктов, то, что связывает нас с животным началом. Тревога начинается с момента ощущения себя человеческой личностью: « У зверей и ангелов тревоги нет» У животных существуют инстинктивные страхи. Знанием своей смертности человек отличается от животного. Это знание – тяжелая, подчас невыносимая ноша. Умом человек, конечно, понимает, что когда-нибудь умрет, но в то же время… не знает этого. Эта тема является табуированной. Взрослые внутренне могут быть не готовы соприкасаться с чувством потери, горя, оставленности, неизбежности. Представление о своей собственной смерти у человека ограничено.

Как бы человек не пытался, он все равно не может войти и почувствовать состояние умершего.
Он убегает от знания. Цивилизация помогает ему в этом. Общество вырабатывает нормы приличия. Разговоры о смерти неприличны. Существует стремление скрыть смерть от детей. Преслеживается тенденция изолировать смерть в стенах больниц и моргов, расположить места упокоения усопших подальше от городов, чтобы ничто не напоминало о них. Есть и другая крайность – десакрализация смерти, это видно на примере «черного юмора»: «перекинулся», «дал дуба», «приказал долго жить», но и здесь за натужными остротами проступает леденящий страх.. Мир бежит от смерти. В этом беге молодежь впереди. Не случайно, молодые недолюбливают пожилых. Родителям дают презрительные клички «предки», «черепа». Кому охота общаться со стариками? Откуда такая неприязнь? Уж, не от страха ли стать похожими на них, не потому ли, что они напоминают о неминуемом?

В природе разрушение и возрождение происходит постоянно. Есть некоторые виды бабочек, которые рождены удивить нас своей красотой лишь на час. Конечно, в мире природы смерти больше есть места, она естественна. А в мире цивилизации этот вопрос все время требует решения. Благодаря изобретению антибиотиков жизнь человека продлилась. Сегодня решаются вопросы, связанные с предотвращением старения и продлением жизни. Бегство ли это или способ трансформации? Медицина бросает миллиарды на изобретение новых препаратов, для предотвращения болезней. Люди стремятся вести здоровый образ жизни для продления продолжительности существования.

Происходит развитие страха перед смертью и её упоминанием. Смерть вызывает отвращение, её воспринимают как нечто грязное и неприличное. Сейчас негласно запрещается говорить о смерти, и принято вести себя так, будто смерти не существует. В современном мире общество отталкивает от себя смерть в том виде, какой она предстает в реальности. Люди оставляют себе две возможности; либо полностью игнорировать смерть, либо принимать её как «технический факт», естественный и необходимый, но абсолютно незначительный. Но, зададимся вопросом; может ли замалчивание проблемы избавить нас от нее?

Безопасность в современном мире, одно из условий, которое ставится в основу взаимодействия с миром. Разве мог первобытный человек быть таким защищенным как мы сегодня перед стихиями природы, болезнями?

Вы можете возразить «не чешите там, где не чешется!». Зачем сражаться с наиболее ужасной, темной и совершенно незыблемой стороной жизни.. Однако вопрос о смерти все-таки «чешется» И «чешется» беспрерывно, не оставляя нас не на миг, стучится в дверь нашего существования, тихонько, едва уловимо шелестя у самых границ сознательного и бессознательного. Спрятанный, замаскированный, пробивающийся наружу в виде разнообразных симптомов, именно страх смерти является источником многих беспокойств, стрессов и конфликтов.

Многих людей мучают тревоги, депрессии и другие симптомы, в основе которых лежит страх смерти. Насколько сознание взрослого подготовлено к осознанию своей конечности? Ведь соприкасаясь с этой темой, активизируются личные чувства и ощущения травмированности, от которых родитель пытается огородить, защитить свое дитя.. Только неизвестность способна породить ещё большие ужасы, страхи в голове ребенка. Взрослый лишает ребенка чувств и создает пространство внутри психики ребенка для психосоматизации.

Конечно, в зависимости от возраста ребенка следует построить разговор. Особенно важно найти время и место для беседы, когда произошла ситуация смерти человека, родственника или какого-то живого существа. Вы можете о рассказать, о своих чувствах нежелании принимать то, что смерть произошла, о злости и гневе, что есть внутри вас, что так произошло, чего вы совершенно не ожидали, о тоске и грусти потери.. Можно и нужно говорить о внешних проявлениях смерти н-р закрытые глаза, бледность и другие изменения цвета кожи, обездвиженность и др. Важно упомянуть причины смерти: несчастный случай, длительная болезнь, неосторожное поведение, экстремальные виды игр, спорта.

Обсудить, то, что происходит с душой после смерти. Здесь важны семейные взгляды, можно рассказать о том, что ценно и важно для Вас. Обязательно обсудить страхи, какие они у Вас и разрешить себе быть испуганным смертью в разговоре с ребенком. Ведь проживая этот страх в его присутствии и не разрушаясь, вы учите его переживать, своим личным примером. Обсудить процесс похорон и последовательность структуру этого события, наследство, и это не только предметы материального мира, но и то чего вы получили в процессе отношений, чему-то научились, что-то открыли для себя, где-то побывали, или когда-то были утешены и согреты теплом и вниманием….. Поговорить о том, что будет через 10 лет в вашей жизни или жизни ребенка, как она будет продолжаться и развиваться.

Для старшеклассников тема умирания актуальна. Эрос и Танатос охватывают юные умы, первая влюбленность, отстаивание своей независимости от родителей, протест и бунтарство, неопределенность взрослой жизни, желание самостоятельности и парализующая зависимость от родителей, искушения соблазнительного большого мира, в котором уже самому хочется управляться и проявляться, первые разочарование и отчаянные мысли. Подростковый кризис, и страх родиться перед взрослой жизнью. Суицидальных попыток осознанных и неосознанных среди старшеклассников по статистике встречается немало. Профилактикой самодеструктивного поведения будут беседы о смысле жизни? о том, что Вас радует? что для Вас важнее всего? какие Ваши жизненные цели? при каких обстоятельствах Ваша жизнь могла бы потерять смысл? что есть смерть для Вас? Боитесь ли Вы смерти? Что Вас страшит или наоборот вы равнодушны и безразличны? как часто Вы думаете, о смерти и при каких обстоятельствах эти мысли возникают? допустима ли с Вашей точки зрения смертная казнь? имеет ли право человек добровольно уйти из жизни и при каких обстоятельствах? чтобы Вы сделали в первую очередь, если бы узнали, что Вам осталось жить полгода? при каких обстоятельствах Вы могли бы сознательно подвергнуть свою жизнь риску? попытайтесь закончить фразу «Жизнь пуста, если…….» Уделив внимание этой теме, вы позволяете ребенку научаться полноценно, искренне принимать и переживать жизнь во всех её проявлениях и уметь находить свои способы реабилитации, оживления, восстановления после непростых ситуаций

Человек начинает жить подлинной жизнью, лишь осознанно принимая неотвратимость смерти. Именно преодоление, а не отрицание страха смерти открывает перспективу осмысленной, полноценной и красивой жизни.