Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я – магнит, притягивающий счастье, успех и благоприятные возможности
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

О чем говорит детский рисунок?

О чем говорит детский рисунок?


Н.Л. Богачкова
Педагог-психолог
Если внимательно вглядеться в детский рисунок, то можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым даже в самой доверительной беседе.

Конечно, нужно быть опытным психологом, чтобы уметь грамотно и полно интерпретировать детские рисунки, - этому надо долго и серьезно учиться. Но любой родитель сможет в нарисованной ребенком картине найти полезную для себя информацию – переживания, эмоциональные состояния, отношения. И, возможно, это станет первым шагом на пути к новым отношениям.

Начинать анализировать рисунок можно уже у 4-5 летних детей, хотя обычно в этом возрасте человечек на рисунке состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Более старшие «художники» уже не упускают из виду такие детали, как шея, волосы, одежда и т.д.

Сначала обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что стирают уже нарисованное и заново перерисовывают детали, которые им не понравились.

Затем рассмотрите цвета, которые ребенок использовал для рисования: яркие, жизнерадостные цвета говорят о его положительном отношении, хорошем настроении и жизнерадостности. Если же рисунок выполнен в мрачных - серых, темно-синих, черных тонах, - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка.

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

С 5 лет можно провести рисуночный тест Моя семья. Имейте в виду, что нельзя давать такое задание после семейных конфликтов, ссор – это может исказить реальную ситуацию. Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать свою семью.Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. Не в коем случае не обсуждайте при ребёнке результаты, которые Вы увидели в картине.

Обязательно запомните порядок, в котором ребенок изобразил персонажей (а, возможно, и предметы) во время выполнения задания. Очень важно, кого ребёнок начал рисовать первым. Как правило, это наиболее значимый в понимании ребенка член семьи.

Когда же семейный портрет будет закончен, самое время расспросить: кто именно здесь нарисован и чем заняты все персонажи, о чем они думают. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение? Заняты ли они общим делом или каждый сам по себе?

При хороших взаимоотношениях в семье рисунок отличается веселыми лицами, разными украшениями - например, бантиками на голове сестренки или ярким платьем мамы. При восприятии ребенком семейных отношений как неблагополучных, рисунок характеризуется большей схематичностью и незаконченностью.

Вот основные правила интерпретации рисунка семьи:

Изучите состав семьи на рисунке, - соответствует ли он истинному положению вещей? Если нет, то кого ребенок "забыл" нарисовать? А кого он, наоборот, включил в состав своей семьи?

Если кто-то из членов семьи отсутствует, то это может означать, что ребёнок испытывает бессознательные негативные чувства к этому человеку, которые воспринимает как запретные, например, сильная ревность к сестре: "Я должен её любить, но она меня раздражает, а это плохо. Лучше я её не нарисую". Часто дети не рисуют своих братьев и сестер, если между ними существует ревность, конкуренция за родительское внимание и любовь. Также отсутствующий персонаж может сигнализировать, что у ребенка нет эмоционального контакта с данным человеком, его нет в эмоциональном мире ребёнка. Возможно, он не нарисовал того, кого боится.

Может быть, он изобразил на рисунке бабушку с дедушкой, проживающих в другом городе и навещающих внука раз в год, но которых он очень любит и считает членами своей семьи. Или нарисовал своего папу, у которого уже другая семья (да и у самого ребенка может быть уже другой папа), по которому ребенок скучает и хочет, чтобы он вернулся. Бывает, что на рисунке ребенка присутствуют оба папы, потому что он любит обоих и причисляет их к членам своей семьи.

Посмотрите, не забыл ли ребенок нарисовать себя? Если да, то, возможно, это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Мне трудно найти здесь своё место", "Меня не замечают". Или: "Я не стремлюсь найти здесь своё место". Иногда даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть не так трагично, просто ребенок имел в виду что-то совсем другое, пусть расскажет.

Если обнаружите, что он нарисовал себя в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от дефицита родительского внимания.
А если, наоборот, ребенок нарисовал только себя, то, может быть, он - маленький эгоист, привыкший быть центром семейной жизни, объектом заботы и внимания со стороны остальных членов семьи, и не научился заботиться и думать о других.

По размеру фигур можно судить о субъективной значимости их для ребёнка. Если, например, собака на рисунке крупнее мамы с папой, то сейчас отношения с родителями стоят для ребёнка на втором плане. Тот из родственников, кто выше всех ростом, с точки зрения ребенка, – самый значимый член семьи. Не удивляйтесь, если это окажется младший брат или сестра вашего художника – значит, он считает, что младшие дети занимают слишком много места в жизни родителей. Если ребёнок нарисовал себя очень маленьким, то у него в данный момент низкая самооценка.

Обратите внимание на расположение персонажей по высоте. Наиболее высоко на листе дети обычно располагают того, кто, по их мнению, обладает наибольшей властью в семье, даже если он нарисован маленького размера. Ниже всех расположен обычно тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех нарисован телевизор или бабушка, то значит, в сознании ребёнка именно они "управляют" всеми остальными. Вымышленные сказочные персонажи говорят о неудовлетворённости потребностей ребёнка, которые он стремится удовлетворить в своих фантазиях, в воображаемых отношениях. Постарайтесь постепенно выяснить, чего же не хватает ребёнку и решить эту проблему.

Расстояние между персонажами на рисунке связано с дистанцией психологической. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Это относится и к другим членам семьи. Кого он воспринимает как близких между собой, того нарисует рядом друг с другом (мама и папа, дедушка и бабушка). Если родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблем в общении.

Человек, который вызывает у ребёнка наибольшую тревожность, часто изображается усиленным нажимом карандаша, обводится несколько раз или бывает заштрихован. Иногда он нарисован тонкой дрожащей линией.

Голова является самой ценной частью тела. Самым умным ребёнок считает того, у кого на рисунке больше голова.

Глаза для ребёнка – это способ выражения эмоций. Персонажи с большими, расширенными глазами следует рассмотреть как тревожные, беспокойные, желающие помощи. А те, кто изображён с глазами - «точками» или «щёлками», несут в себе запрет на плач, не решаются попросить о помощи.

Уши - это орган восприятия критики и мнения другого человека о себе. Члены семьи с самыми большими ушами должны быть самыми послушными. Тот, кто нарисован вообще без ушей, никого не слушает и игнорирует то, что о нём говорят.

Рот - орган нападения в понимании ребёнка. Персонаж с большим или заштрихованным ртом обычно воспринимается детьми как источник угрозы, если же рта нет совсем или это маленькая чёрточка, то он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

Шея у человека символизирует способность к самоконтролю. У кого она есть, тот способен управлять своими чувствами. Обычно дети изображают взрослых с шеей, а себя - без неё.

Руки нужны для того, чтобы что-то делать, взаимодействовать с другими людьми. Чем больше пальцев на руках, тем больше ребёнок ощущает способность данного персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать. Чем значительней персонаж воспринимается ребёнком, тем крупнее у него изображены руки.

Ноги в рисунке служат символом опоры и свободы передвижения."Повисшие в воздухе", по мнению ребёнка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Когда персонажи изображены в один ряд, можно мысленно провести линию и увидеть, у кого из членов семьи опора твёрже.

Перечисленных правил вполне достаточно, чтобы открыть неожиданные стороны вашей семьи, замеченные ребёнком.

Если вы, проанализировав рисунок вашего ребенка, узнали что-то такое, что вызвало у вас беспокойство и тревогу, не спешите расстраиваться. Попробуйте повторить диагностику (а анализ рисунка "Моя семья" - не что иное, как способ диагностики восприятия ребенком семейных взаимоотношений) еще раз, через какое-то время. И если результат повторится, лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному психологу.

В данной статье использована интерпретация детского рисунка, разработанная психоаналитиком профессором В.К. Лосевой.