Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я открываю новые горизонты счастья и успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка


Кунакова Н.Ю.
педагог-психолог
В практической работе со школьниками мы часто встречаемся с ситуацией, когда ребенок не получает от значимых людей  достаточно одобрения и признания. Особенно остро это чувствуют дети, имеющие школьные трудности. Им в первую очередь нужна психологическая поддержка. В толковом словаре слово «поддержать» означает – «не дать упасть». Под «психологической поддержкой» подразумевается «знак внимания», оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка, как прием взаимодействия учителя и ученика, является важным мотивирующим фактором учения. Поддерживая ребенка, взрослый помогает сформировать уверенность в себе, самоуважение.

В содержании поддержки важно соблюдать два момента:
  • отсутствие какого-либо сравнения с кем-либо, кроме себя самого;
  • учет ситуации, в которой мы оказываем поддержку.
Взрослый, оказывающий психологическую поддержку, должен обращаться к сильным сторонам личности ребенка и его потребности в принятии и признании.

В качестве основных средств поддержки служат не только слова одобрения, но и прикосновения, выражение лица взрослого, совместные действия.

Психологическая поддержка ребенка состоит в том, чтобы помочь ему осмыслить противоречивый жизненный опыт в ситуациях, когда ресурсы личности не справляются с перегрузками и поведение оказывается неэффективным. Для оказания поддержки определяющим является безусловное принятие ребенка, причем неважным становятся его оценки в школе, внешняя красота или еще что-то, за что родителя обычно хвалят. Если похвала обращена к результатам деятельности человека, то поддержка – к самой личности, независимо от достижений и промахов, успехов и ошибок.

Подросток, который признается в том, что участвовал в избиении другого подростка или употреблении наркотиков, тоже нуждается в поддержке. Мудрый взрослый скажет: «Ты молодец, что признался, я уважаю тебя за это». Такие слова обращены к конструктивному началу личности, они повышают ценность человека в его собственных глазах.

Оказывая психологическую поддержку, взрослый занимает партнерскую позицию по отношению к ребенку, так как он не оценивает ребенка, а принимает его и указывает на то хорошее, что есть у ребенка. Такое отношение к детям может стать ресурсом для личностного роста и жизненного выбора.

Если у Вас возникло внутреннее сопротивление и Вы считаете, что невозможно поддержать ребенка в определенных ситуациях, попробуйте сделать упражнение, которое называется «Безусловная любовь»:

Сядьте удобно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте себе одного за другим всех значимых для Вас людей – родителей, супруга, детей и др. Скажите каждому из них: «Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Найдите среди значимых для Вас людей, которым Вы не можете сказать этого. Вспомните людей, которые недостойны поддержки, у которых Вы не видите сильных сторон, которых вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно мешает Вам, какие требования Вы предъявляете этому человеку, при каких условиях Вы могли бы сказать ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть».


Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует Вас или плохо относится к Вам? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с Вами? Понимает ли он условия и требования, которые вы ему выставляете?
Теперь вернитесь на свое место и попробуйте честно сказать: «Я прощаю тебя за… и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».

Как Вы реагировали на это упражнение? Много ли Вы обнаружили людей, которых Вы не можете любить безусловно? Есть ли у Вас чувство протеста против самого принципа безусловной любви и поддержки каждому из значимых для Вас людей. Безусловное принятие другого человека и принятие самого себя дает возможность видеть достоинства даже в самых трудных ситуациях, у самых «ужасных» детей.

Печально, когда ребенок говорит психологу: «Родители никогда не хвалят меня, не говорят мне, что любят меня». Известный детский психолог Л.И. Божович писала: «Главным фактором формирования личности ребенка является поддержка и одобрение взрослого, как необходимое условие уравновешенности ребенка с окружающей его средой и переживанием им эмоционального благополучия».