Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Поток жизни несет мне успех и исполнение желаний
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Особые дети

Особые дети


Н.Л. Богачкова,
Педагог-психолог
Я необычный [не такой как все],
но это  не означает, что я - ненормальный

Быть родителем отстающего в развитии ребенка – это калейдоскоп чувств и переживаний.    
  • В нем есть своя красота, но он постоянно меняется…
  • Это раздражение на неловкие ручки, которым никак не удается справиться со шнурками на ботинках... И чувство вины за это раздражение...
  • И прилив любви к человеку, который нуждается в вашей защите; и всплеск ужаса из-за того, что он будет нуждаться в ней вечно...
  • И радостное восхищение тем, как, несмотря на препятствия, он все же продвигается вперед.
  • И страх перед неотступным тиканьем часов, от хода которых ваш ребенок так отстает.
И так – триста шестьдесят пять дней в году.

«Особые дети» не похожи на других детей, развиваются нетипично, и часто встает дилемма: учить их или лечить?

Практика показывает: если делать акцент на лечении, а не на образовании, дети будут менее приспособлены к жизни, а в зрелом возрасте беспомощны в обычных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу образования!

Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию несколько правил для воспитания «особого ребенка».

Правило оптимизма. Нетипичный ребенок развивается особым образом и требует особого образования. Если он чего-то не умеет, значит, Вы еще не нашли подходящей техники обучения. Любой ребенок может достичь хороших результатов, если Вы верите в него, и ищете продуктивные подходы.

Правило выбора. В любой ситуации выбирайте с позиции пользы для ребенка. Помните, что, попав в примитивную среду, он усваивает упрощенные модели поведения; попадая в сложные условия, приобретает гибкость и адаптивность.

Правило терпимости. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы «особого ребенка». Старайтесь отвечать на все его вопросы, даже если они кажутся дикими.

Правило ресурса. Любой ребенок умеет что-то делать особенно хорошо. Это его личный ресурс! Помогайте ему ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями.

Правило успеха. Начинайте занятие с того, что ребенок умеет хорошо делать. Усложняйте задания постепенно, контролируя их выполнение. Но помните, что можно оказаться в ловушке «вместе = вместо»: начиная делать что-то вместе с ребенком, взрослый начинает делать это вместо него. Позвольте ребенку приобрести новый опыт! Заканчивайте занятие похвалой и одобрением.

Вот несколько способов выразить одобрение:
  • Молодец!
  • Правильно!
  • У тебя это здорово получилось!
  • Ты сегодня хорошо потрудился!
  • Я знала, что ты справишься!
  • Неплохо!
  • Отлично!
  • Ты быстро научился!
  • Это то, что надо!
  • С каждым днем у тебя получается лучше!

Поощряя активность ребенка, отмечайте его инициативу, помогайте реализовать замысел. Обязательно объясняйте, что, с вашей точки зрения, сделано хорошо. Не критикуйте первые опыты «особого ребенка», какими бы неудачными они вам не казались. Заканчивайте свои комментарии, подчеркивая успех ребенка!

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАЙТЕ  УПОТРЕБЛЕНИЯ:

всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить, не используя их:
  • приказных фраз;
  • повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
  • глаголов "должен", "обязан", "нужно".
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).

СТАРАЙТЕСЬ:
  • Не говорить с иронией или насмешкой;
  • Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
  • Не ругаться и не кричать на ребенка (можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
  • Не торопить и не подгонять ребенка;
  • Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие ребенка, и не за что-то, а потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
  • Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок;
  • Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть поступки, но не он сам).
  • От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности.

Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного.