Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я помогаю другим добиться успеха, зная, что получу от Вселенной все, что отдам
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Семейный кризис и школьные трудности

Семья – от кризиса до кризиса


Чайка Р.П.
семейный психолог,
канд. психол. наук

Семейный кризис и школьные трудности
Психолог, помогая ребенку в преодолении переживаемых им трудностей, неизбежно в той или иной степени интересуется происходящим в семье ребенка. Семейный психотерапевт исследует семейную ситуацию скрупулезно и обстоятельно. «Кто бы мог подумать, такая хорошая семья, а ребенок совсем от рук отбился (учебу забросил, «покатился по наклонной»…и т.п., как говорится - выберите подходящий вариант). Такие высказывания зачастую приходится слышать от посторонних для семьи людей. Анализ семейных взаимоотношений показывает, что трудности ребенка, в какой бы форме они ни проявлялись, не только обусловлены особенностями семейной ситуации, но, как бы парадоксально это ни звучало, подчас выгодны семье.

Семья, как система, находится в постоянном развитии и проходит завершенный жизненный цикл. При прохождении жизненного цикла семья преодолевает несколько кризисов, во время которых она становится наиболее нестабильной, возрастает риск ее распада. Наступление кризиса означает, что принятые ранее правила и формы взаимодействия уже не отвечают требованиям актуальной ситуации, ставящей перед семьей новые задачи. Члены семьи вынуждены принимать новые правила и искать другие формы взаимодействия. Если это удается, семья сплачивается и переходит на новый этап развития.

В школьный период происходит проверка семьи на эффективность воспитания ею детей. Если ребенок идет в школу и справляется со всеми школьными трудностями, семья считается функциональной. Если ребенок не справляется с этими трудностями, значит, семья дисфункциональна. Дисфункциональная семья - это семья, которая не справляется с задачами развития.

В дисфункциональной семье много трудного и мучительного. Переход семьи на новую стадию развития требует пересмотра прежних отношений в семье (супружеских, детско-родительских, между поколениями) и их перестройки. Менять взаимоотношения очень трудно – это требует приложения душевных сил, творчества при выработке новых правил и терпения при их выполнении. Гораздо проще сосредоточиться на проблемах ребенка. Особенно, если на ребенка возложены повышенные или нереалистические ожидания родителей. Еще тяжелее положение ребенка в семье, где нет внутренних правил, все семейные правила присоединены к внешним, социальным. В такой семье учитель всегда прав, получил двойку – сам виноват и т.д. Взрослые не помогают ему, не дают ему эмоциональной поддержки, не вселяют веру в свои силы, а только увеличивают груз неуспеха.

Фиксация семьи на проблемах ребенка отвлекает взрослых от решения задач развития на этом этапе. Семья сплачивается по поводу ребенка, преодолевает кризис дисфункциональным способом и сохраняется до следующего кризиса. Однако, теперь трудности ребенка, становятся симптомом, выгодным семейной системе, потому что он «работает» на укрепление семьи.

В дисфункциональных семьях дети часто испытывают следующие трудности:
  • Проблемы, связанные с учебой и поведением в школе.
  • Проблемы личностного развития: неуверенность в себе, уход от деятельности.
  • Проблемы в эмоциональной сфере (тревожность, депрессивные состояния, агрессивность), невротические проявления.
  • Проблемы социализации в коллективе сверстников и трудности общения.
  • Девиантное (отклоняющееся) поведение, правонарушения, различные виды зависимого поведения (игровая, компьютерная, химическая зависимости).

Семейный кризис, совпадающий с началом школьной жизни
Выход ребенка в школу - это кризисный момент для семьи. В начале школьного обучения ребенок неизбежно сталкивается с трудностями, потому что начало школьной жизни – сильный стресс для ребенка, особенно если его образ жизни до школы был щадящим.

Задачи развития, которые должна решить семья в этот период:
  • Установить отношения со школой и разделить с педагогами ответственность за социализацию ребенка.
  • Вписаться в общность семей с детьми школьного возраста. Поощрять достижения в учебе.
  • Развивать ответственность ребенка в процессе освоения социальных ролей в образовательном пространстве, таких, как ученик, одноклассник, друг и т.п.
Особые трудности, с которыми сталкивается семья на этом этапе:
  • Трудность в эмоциональном самовыражении ребенка.
  • Трудность в урегулировании новых влияний на семью со стороны школы, круга друзей ребенка.
  • Ребенок, не подготовленный к школе (школьная фобия, отец не вовлечен, мать отказывается от работы).
  • Трудности, связанные с принятием решений женщиной в профессиональной сфере и школьных проблем.
  • Финансовые проблемы семьи, проблемы повседневной жизни.
  • Самый высокий уровень проблем женатых мужчин.

Семейный кризис, совпадающий с подростковым возрастом ребенка
Следующий кризис совпадает с началом подросткового возраста ребенка.

Задачи развития в этот период:
  • Сбалансировать свободу и ответственность как факторы развития подростка.
  • Увеличить гибкость семейных границ.
  • Развивать партнерство в семье и вне семьи.
Особые трудности:
  • Конфликты родителей и детей, особенно по поводу независимости подростка.
  • Подростковая преступность, наркотики, беременность.
  • Финансовые проблемы семьи, проблемы повседневной жизни.
Подросток должен справиться со своим кризисом идентичности. Для этого он должен ответить на разные вопросы: «Кто я? Куда иду? Зачем?» Ответ: «Я сын или дочь своих родителей» уже недостаточен для того, чтобы приспособиться к быстро меняющимся условиям. Найти какие-то новые модели жизни подросток может, только уйдя за пределы семьи. В функциональной модели семья – надежный тыл. Подросток выходит в социум, рискует, затем реанимируется в семье. В дисфункциональной модели семья не дает возможности реанимации, тогда риски ребенка возрастают.

Семье, особенно семье дисфункциональной, трудно создать ребенку надежный тыл, потому, что за время жизни ребенок стал выполнять определенные функции в семье. К примеру, он стал посредником между конфликтующими родителями, или возникла коалиция между ребенком и одним из родителей. В таких симбиотических отношениях с сыном (дочерью) мать восполняет эмоциональный дефицит, возникший в результате отстраненности мужа. Если подросток выходит за пределы семьи, он перестает исполнять привычные функции внутри нее. Родители начинают препятствовать тому, чтобы подросток отдалялся от семьи, потому что заинтересованы в выполнении им своих функций.

Существует множество способов привязывания подростка к семье: родителям не нравятся друзья ребенка, увлечения дискредитируются, опасности для здоровья и жизни преувеличиваются. Нередко подростку внушается его общая жизненная несостоятельность.

Часто кризис подросткового возраста ребенка совпадает по времени с кризисом среднего возраста родителей. Родители в это время подводят какие-то промежуточные итоги. Они должны ответить на вопросы о том, почему они живут друг с другом, сложилась ли их жизнь так, как они этого хотели, занимаются ли они тем, что доставляет им радость или интерес, добились ли они социального успеха и высокого качества жизни. И если это не так, они должны объяснить себе, почему. Иногда очень удобно оправдать себя проблемами ребенка. Я не могла сделать карьеру, потому, что у меня всегда был трудный ребенок, или часто болел, или плохо учился. Или я не могу заниматься тем, чем мне хочется, не потому, что я не справляюсь, а потому, что у меня ребенок в трудном возрасте. И тогда вновь проблемы ребенка становятся условно выгодными. Ребенок получает сигналы от родителей, подкрепляющие его трудности.

Чем может помочь родителям семейный психолог?
Задача психолога в работе с семьей – помочь родителям увидеть вторичную выгоду от симптома; научить способам конструктивного взаимодействия с ребенком, оказания эмоциональной поддержки ребенку; стимулировать выработку новых правил и форм взаимодействия в семейной системе. Полезно проанализировать, какие задачи предыдущих этапов не были решены и помочь, пусть и с опозданием, в их решении.

В нашем Центре Вы можете пройти семейное консультирование, в процессе которого будет оказана помощь по проблемам семейных взаимоотношений – детско-родительских, супружеских, взаимоотношений между поколениями.