Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Вселенная поддерживает мое стремление к успеху
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Что делать?


Арушанян Е.И.
Педагог-психолог

Проблема, которая чаще всего волнует родителей подростков: «Он (она) ничего не хочет, ничем не интересуется, не хочет учиться, грубит… Что делать?»

Подростковую стадию наших детей надо уметь переживать. Это нелегко, но другого выхода нет.
Сейчас подростковый возраст у некоторых наступает уже в 11, а то и в 10 лет. Что же происходит с нашими детьми в это время? Происходит так называемое «второе рождение»!
Во-первых, это «физиологическая революция». Бурный физический рост и половое созревание, полная перестройка иммунной и гормональной систем сопровождаются утомляемостью, вспышками раздражения, перепадами от бурной активности к подавленности.
Меняется также мышление. Абстрактное мышление становится преобладающим. Развиваются критичность и чувство юмора. Восприятие жизни становится более реалистичным. Появляются самостоятельные интеллектуальные интересы, которые не всегда совпадают с интересами родителей.
Что же происходит в психологическом развитии подростка? Подобно тому, как в момент рождения происходило физическое отделение ребенка от матери, так в подростковом возрасте происходит психологическое отделение ребенка от семьи. Теперь особое значение для него приобретает общение со сверстниками и самостоятельность. Мнение сверстников и значимых для подростка людей начинает преобладать над авторитетом родителей. Подросток жаждет почувствовать себя отдельной, независимой личностью.
Все вышеперечисленные изменения разрушают ощущение личностной целостности.
Многие подростки, страдающие от присущего этому возрасту конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в противоположную сторону той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.
Мучительные поиски ответа на вопросы: «Кто я? Что я собой представляю? К чему я иду?» - попытка эту целостность восстановить.
Именно эти вопросы иногда скрываются под так называемым «ничего не хочет», «ему ничего не интересно» и т.д.
Иногда подростку нужно просто дать возможность сделать паузу и побыть с самими собой, чтобы ответить себе на эти вопросы, чтобы, возможно, заново пройти все предыдущие критические моменты развития, решить все старые задачи, сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для самого подростка и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициатива, трудолюбие создадут новую, зрелую целостность личности.
Здорово, если ваш подросток доверяет вам настолько, что готов поделиться своими переживаниями, и у вас появляется возможность поделиться с ним своим опытом преодоления «трудностей» этого возраста.
 «Трудные подростки» трудны, прежде всего, для самих себя. Внутренние противоречия, впадение в крайности, одиночество и неуверенность переживают все в этом возрасте.
Многие родители считают себя экспертами поступков своих детей, и, к несчастью, их подход к детям определяется одним лишь “ТЫ ДОЛЖЕН”. Впрочем, дети тоже не чураются этого “ты должен” и весьма умело им пользуются. Так что они квиты.
Вместо того чтобы манипулировать друг другом, родителям необходимо расти вместе со своими подростками, творчески решая ОБЩИЕ проблемы. Для этого необходимо взаимопонимание. Но понимание без принятия невозможно. Научитесь принимать своих подростков, тогда вы научитесь их понимать, и они начнут доверять вам свои чувства!
Но кто сказал, что выразить свои чувства легко? Это не просто трудно, этому нужно учиться! И родители могут помочь в этом. Например, есть несколько способов переключения негативных чувств, которые временами захлестывают подростков, на социально приемлемые действия:
- дать возможность выговориться и тем самым превратить недовольство в душе в слова.
- предложить четко обозначить словами свои негативные чувства. После такого пристального наблюдения они обычно исчезают.
-  попробовать смоделировать выход из ситуации.
-  регулярно играть с подростками в такие игры, как теннис, бадминтон, шахматы и т.п., чтобы снять напряжение сражений в семье и в школе.
Возвращаясь к психологическому развитию подростков, хочу посоветовать родителям: так как в данный момент для вашего чада вы уже не являетесь главным авторитетом, для него важнее мнение его сверстников и других значимых взрослых, станьте таким значимым взрослым для его друзей, безусловно, не вытесняя его самого!
Старайтесь предлагать и удовлетворять те интересы подростков, которые приемлемы (походы, рыбная ловля, футбольные матчи, клубы гонщиков, охота и т.п.), и пытайтесь также понять новые веяния их поколения (музыка, компьютерные технологии и т.п.).
И главное: учитесь слушать и слышать ваших подростков, учитесь чувствовать их и учите их чувствовать и выражать свои чувства!