Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я нахожу возможности для успеха и роста в любом деле, которым занимаюсь
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Эффективность общения учителя и учеников


(часть III)
Рефлексия

Богачкова Н.Л.
педагог-психолог
Способность познавать себя и других с помощью логического анализа называется рефлексией. При эмпатии мы чувствуем эмоциональное состояние другого человека, с помощью рефлексии осознаем его личностные особенности. Эмпатия и рефлексия являются наилучшими способами познания и понимания человеком других людей и себя самого.

Рефлексия(от позднелатинского reflexio — обращение назад) — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В традиционном смысле внимание обращается на содержание и функции собственного сознания, которые включают личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.д.

По мнению французского мыслителя-гуманиста Тейяра де Шардена, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Рефлексия возвращает нас в прошлое и заставляет критически анализировать происходящее. Рефлексия – это умение анализировать собственные деятельность и поведение, обеспечивать контроль и регулировку в системе “человек - жизненные ситуации”. Рефлексия характеризует самосознание человека, осмысление им оснований собственных действий и поступков. Но рефлексия – это не только понимание и познание себя. Рефлексия подразумевает также понимание и оценку другого человека. Рефлексия помогает нам соотносить свои ценности, мнение, взгляды с ценностями, мнением, отношениями других людей, общества, и, в конечном счете, с общечеловеческими.

В педагогическом процессе рефлексия выполняет ряд функций:
  • Организаторская функция позволяет находить наиболее эффективные способы взаимодействия в совместной деятельности;
  • Проектировочная функция заключается в проектировании и моделировании деятельности участников педагогического процесса;
  • Коммуникативная функция способствует продуктивному общению участников педагогического процесса;
  • Мотивационная функция определяет направленность совместной деятельности участников педагогического процесса на результат;
  • Смыслотворческая функция помогает сделать взаимодействие осмысленным и понятным;
  • Коррекционная функция побуждает нас к изменениям во взаимодействии и собственной деятельности.
Таким образом, наличие рефлексии помогает нам осознанно планировать, контролировать и регулировать свое мышление, оценивать логическую правильность мыслей и достигать планируемых результатов.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев выделяют следующие виды рефлексии в процессах педагогического общения:
  • Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
  • Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).
  • Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Выделяют три основные формы рефлексии собственной деятельности в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия – это рефлексия «здесь и сейчас». Она позволяет осмыслить текущую ситуацию и скоординировать свою деятельность в соответствии с предложенными условиями.

Ретроспективная рефлексия позволяет провести анализ уже выполненной деятельности, оценить уже произошедшие события. Этот вид рефлексии дает возможность более полно осознать и структурировать полученный опыт, проанализировать мотивы, условия, этапы и результаты деятельности. Ретроспективная рефлексия помогает нам выявить возможные ошибки, понять причины неудач и успехов.

Перспективная рефлексия направлена на будущее. Это размышления о предстоящей деятельности: планирование, выбор наиболее эффективных способов действия, конструирование этапов деятельности.

Развитие способности к рефлексии помогает педагогу достичь адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности, повышает уровень его самоорганизации. Благодаря рефлексии учитель определяет, насколько последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие на учащихся.

Но кроме рефлексии собственной деятельности, чрезвычайно актуальной является проблема познания учителем личности ученика, ведь именно с адекватностью и полнотой этого познания в значительной степени связана результативность педагогической деятельности. Стереотипное восприятие учащихся усиливается при возникновении трудностей в работе. Здесь проявля­ется своеобразная психологическая защита, когда субъективные трудности в педагогической деятельности объясняются внешними, лежащими на поверхности, причинами: «ленивые, не привыкшие работать ученики; трудный контингент; незаинтересованные родители» и т.п. Рефлексивно мыслить для педагога значит понять, кем является конкретный ребенок, что он чувствует, каковы перспективы его развития, с помощью каких действий может педагог достичь поставленных целей. Рефлексия позволяет учителю проводить анализ и оценку своей деятельности, деятельности детей, и находить новые направления для эффективного взаимодействия с детьми.

Рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий свой опыт педагог, готовый пересмотреть и скоординировать свою деятельность.

Такой педагог способен понимать себя как верно или ошибочно решающего стоящие перед ним педагогические задачи. Именно со способностью учителя побороть свой эгоцентризм, понять и принять точку зрения уча­щегося и рассуждать с его позиции, в значительной мере связаны адекватность и глубина познания им личности ученика.

И если учитель в полной мере обладает рефлексией, он сможет привить умение рефлексивно относиться к себе – осмысливать, анализировать и оценивать свою деятельность – и своим ученикам.

Безусловно, в работе учителя важны культура речи, богатый лексический запас, умение применять такие средства воздействия, как убеждение и внушение. Педагогу необходимо обладать гибкостью, уметь быстро ориентироваться в меняющихся условиях общения, иметь способность к спонтанности (неподготовленной ком­муникации). Для педагога очень важно умение управлять собой: своим психическим состо­янием, чувствами, голосом, мимикой.

Но нельзя забывать, что достижение положительного результата педагогического общения в значительной степени зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, умения слушать, понимать ученика. Именно эмпатия позволяет понять особенности психологических процессов и предсказать поступки другого человека. Эмпатия играет важную роль в общении, выполняя функции познания, отражения людьми друг друга и установления взаимопонимания в процессе взаимодействия. Эмпатия регулирует наше поведение, делая возможным доверительные, открытые и продуктивные отношения между людьми. Эмпатия и рефлексия являются главными механизмами достижения взаимопонимания.

Эмпатия и способность к рефлексии могут являться критерием для определения уровня профессионализма педагога.


Литература
  • Бодалев А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.
  • Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  • Григорьев Т.Г., Кольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. – 2-е изд. – Издательство Новосибирск 1999г.
  • Гамезо М.В. Возрастная и пед. психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2003.
  • Саламатина Ю. В. Психологические условия формирования эмпатийной культуры при подготовке будущих учителей. – Молодой ученый. — 2012. — №11.
  • Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.
  • Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер 2004.
  • Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2004.
  • Словарь психолога-практика/ сост. Головин С.Ю. – Харвест, 2007.