Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я иду от силы к силе, от успеха к успеху, от победы к победе
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Эффективность общения учителя и учеников


(часть I)
Стили педагогического общения

Богачкова Н.Л.
педагог-психолог

Ведущую роль в педагогической деятельности играет процесс общения. Посредством общения происходит обучение и воспитание детей. Через общение педагог информирует учащихся о предстоящих событиях, организует их деятельность, оценивает их поступки и успехи, помогает справиться с возникшими трудностями.

Антон Семенович Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский считал общение школой радости для учителя и детей. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся. Василий Александрович Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы.

Ребенок повседневно учится взаимодействию, культуре общения, умению реагировать на происходящее вокруг него. И в дошкольном возрасте на первом месте находится общение с родителями и другими родственниками. Но с началом школьного обучения общение с учителем можно смело назвать определяющим, так как с ним связано формирование интереса ребенка к учебной и общественной деятельности.

«Обратная связь», получаемая от школьников и их родителей, свидетельствует о том, что у детей школьные трудности вызваны не столько сложной программой обучения, сколько проблемами общения с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учебе часто кроются неуспехи в общении. Именно в процессе общения складывается система взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

Правильно выбранный педагогом стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия в классе, которая во многом определяет результативность образовательной деятельности.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.

Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и учеников, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Можно выделить три функции педагогического общения:

I. "Открытие" ребенка на общение. Эта функция помогает создать комфортные условия для психологической раскрепощенности школьников на уроках и на внеклассных мероприятиях. Не опасаясь выглядеть смешными или вызвать недовольство учителя, дети активнее развиваются и смелее проявляют себя.
II. "Cоучастие" ребенку в педагогическом общении. В соответствии со школьным расписанием ученики посещают разные уроки, где включаются в те формы работы, которые предлагает учитель. Ребенок оказывается "втянут" в общение, некоторые формы которого несвойственны ему, что может поставить его в затруднительное положение. И только учитель может помочь ему стать полноправным и уверенным участником учебного процесса.
III. "Возвышение" ребенка в педагогическом общении. Эта функция подразумевает похвалу за успехи, даже небольшие. Безусловно, любой ребенок, получив от педагога ободряющие слова («Видишь, у тебя получилось!» «Сегодня ты написал лучше, чем на прошлой неделе!»), будет стремиться к еще лучшим результатам.

Существуют разные стили педагогического общения, и, выбирая свой стиль, педагог (как и любой руководитель коллектива), опирается на свойственный ему стиль руководства. Рассмотрим эти стили подробнее.

Основные стили руководства:
1. Автократический (самовластный). Для этого стиля характерны тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Такой педагог определяет цели работы, указывает способы выполнения задания, часто использует приказной тон и т.п. Учащимся не позволено высказывать свои взгляды и замечания, любая инициатива школьников в глазах педагога является проявлением самоволия.
2. Авторитарный (властный). Авторитарному стилю руководства присущи основные черты автократического. Отличие состоит в том, что ученикам позволено участвовать в обсуждении вопросов. Но решение всегда принимает учитель.
3. Попустительский (конформный) стиль проявляется, когда преподаватель устраняется от руковод­ства группой учащихся либо идет на поводу их желаний. При попустительском стиле руководства учитель ограничивается формальным выполнением обязанностей.
4. Демократический стиль. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся, стремится убедить их, а не приказывать.
5. Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель старается как можно меньше вмешивать­ся в жизнедеятельность учеников, практически устраня­ется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и админи­стративной информации.
6. Непоследовательный стиль - препода­ватель в зависимости от внешних обстоятельств и собствен­ного эмоционального состояния осуществляет любой из вышеперечисленных стилей руководства, что ведет к дезорганизации взаимоотношений преподавателя с учениками, к появлению конфликтных ситуаций.

Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он проявляется в содержании требований учителя к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности. Стиль учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.

Выделяют следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе совместной творческой деятельности. Такое общение нередко помогает школьникам определиться с выбором профессии уже в начальной школе. Творческая направленность деятельности, полученная ребенком в детском саду или начальной школе, проявляется позже в других видах деятельности, помогает добиваться хороших результатов в любой профессии.
2. Общение на основе дружеского расположения. Педагог вы­полняет роль старшего товарища и участника совместной учебной деятельности.
Но важно помнить про чувство меры – нельзя превращать такое общение в панибратские отношения с учащимися.
3. Общение-диалог предполагает сотрудничество педагога и ученика на основе взаимного уважения.
4. Общение-дистанция. Во взаимоотношениях учителя и учеников выстраивается дистан­ция во всех сферах (в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жиз­ненный опыт и возраст). Дистанция ведет к формализации взаимодействия учителя и учащихся и не способствует созданию творческой атмосферы. Это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в системе отношений ученика и педагога. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
5. Общение-устрашение – это негативная, антигуманная форма общения. Основой его является страх детей перед наказанием. Авторитарные педагоги, использующие этот стиль, часто поощряют ябедничество и доносы друг на друга.
6. Общение-заигрывание, используют преподаватели, стремящиеся к популярности. Такое об­щение обеспечивает ложный, дешевый авторитет. Этот стиль общения Антон Семенович Макаренко назвал «погоня за любовью».

Чаще всего в педагогической практике наблюдается со­четание стилей в той или иной пропорции, где присутствует «всего понемногу».

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми - сложный процесс, связанный с формированием творческой педагогической индивидуальности в целом. Если педагогу удастся выбрать верный стиль общения с детьми, то это значительно повысит эффективность его работы: будет способствовать налаживанию взаимоотношений в детском коллективе, передаче информации, сделает процесс общения легким и приятным.

(Продолжение темы в следующих статьях).