Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я желаю успеха себе и всем, кто меня окружает
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Богачкова Н.Л.

педагог-психолог


Стыд - это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. Аристотель писал, что «Стыд - это неприятное чувство, которое ведет к дурной славе». Он же отметил, что стыд, ощущаемый нами в присутствии других людей, соразмеряется с тем уважением, которое мы имеем к их мнению.
Когда человек ощущает стыд, ему кажется, что все, что он скрывал от посторонних глаз, оказалось выставленным на всеобщее обозрение, и он оказался нагим, беззащитным.
Внешне стыд выражается опусканием головы и век, отведением взгляда (если человек не отводит глаз, то в народе говорят «бесстыжие глаза»), отворачиванием лица в сторону. Человеку хочется сделаться маленьким, незаметным. Лицо краснеет, учащается пульс, в животе появляются специфические ощущения.
Стыд можно рассматривать как боязнь потерять самоуважение и уважение других.
Стыд делает человека восприимчивым к эмоциям и оценкам окружающих.
Е.П. Ильин считает, что стыд играет роль «внутреннего» наказания и поэтому имеет большое значение в мотивационном процессе. Избегание стыда может быть мощным мотиватором поведения. Во избежание стыда от своей никчемности человек начинает совершенствовать физические и нравственные качества, приобретать знания, и даже культурно развиваться.

Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть. А. Г. Ковалев рассматривает совесть как эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам. Это отношение формируется вследствие усвоения норм нравственности.
В случае отклонения от этих норм появляется переживание вины прежде всего перед самим собой, и ведет к самоосуждению и самоисправлению. То есть Совесть – это нравственное качество, являющееся основой для возникновения эмоциональных переживаний вины или гордости за свое поведение. Чувство вины нельзя сформировать, прибегая к наказаниям.
Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих убеждений. Они могут также чувствовать себя виноватыми за отказ от принятия на себя ответственности. Причиной для переживания вины могут служить несовершенные действия (бездействие), когда в данной ситуации они были бы уместны и необходимы.
Вина связана с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку относятся окружающие. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.
Вина и стыд – близкие, но не синонимичные понятия. К. Изард отмечает, что неверный поступок может вызвать и стыд, но в том случае, когда поступок осознается неверным только в связи с пониманием своей несостоятельности, неуместности этого поступка. Человек чаще всего испытывает стыд, потому что ему не удалось скрыть свой проступок. В противоположность стыду, вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку. Переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки.

Удивление - это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного.
Удивление быстро наступает и так же быстро проходит, поэтому оно не мотивирует поведение в течение длительного времени. Его задача - подготовить человека к новым или внезапным событиям, явлениям.
Рене Декарт писал, что познание начинается с удивления.
К. Д. Ушинский полагал, что когда мы обнаруживаем что-то новое, неизвестное ранее, то нам необходимо как-то примирить это новое с уже имеющимися у нас представлениями. И как раз в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности соединить эти представления – новое и имеющееся. Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится...».
К. Д. Ушинский считает, что удивляются абсолютно все люди, но существуют три категории людей, которые удивляются крайне редко. Во-первых, это те, кто настолько увлечен своим делом, что мало интересуются всем остальным. Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и поэтому их действительно редко можно удивить. В-третьих, это люди, которые знают все поверхностно, но которые, как им кажется, могут все объяснить (т. е. дилетанты).
Когда мы удивлены, наши брови высоко подняты, из-за чего на лбу появляются продольные морщины. Глаза удивленного человека расширяются и округляются, а приоткрытый рот принимает овальную форму.
Эмоция удивления дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и ориентирует его в познании внешней действительности.

Отвращение – это проявление глубокой неприязни. Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Мы можем испытывать отвращение к запаху, вкусу, звукам, прикосновениям. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно-значимого, нормального и уродливо-несовершенного.
Отвращение играет важную роль в функции самосохранения: помогает избежать инфекций, не позволяет есть негодную и опасную пищу.
Мимика при отвращении: брови слегка опущены, нос сморщивается, верхняя губа поднята, в то время как нижняя может быть поднята или опущена.
Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Отвращение различается по интенсивности – в крайнем своем проявлении оно приводит к тошноте и рвоте, в минимальном проявлении оно может выражаться как неприязнь.

Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Отношение презирающий — презираемый предполагает неравенство. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо.
Презрение близко к эмоции отвращения, но отличается от него тем, что презирать можно только людей и их поступки. Выражая презрение, человек в буквальном смысле становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на объект презрения как будто сверху вниз. Брови могут быть приподняты, уголки губ могут быть сжаты или верхняя губа слегка приподнимается. Е. П. Ильин пишет, что «Презрение является специфическим проявлением враждебности, когда один человек испытывает не просто отвращение к другому, но выражает её в действиях, полных сарказма (злой иронии) или ненависти. Презирать можно и себя за недостойное в своих глазах поведение. Презрение также может характеризовать отношение одной этнической группы или расы к другой. На мой взгляд, презрение — это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, её спровоцировавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство».

Зависть чаще понимается как неприязненное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица.
Многие исследователи рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Рене Декарт писал: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как могут, омрачают радость других».
Однако как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.
Е. П. Ильин обращает внимание на упущенный большинством авторов главный компонент зависти: зависть возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д.
Большинство завистников скрывают свою зависть от того, кому завидуют, поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно судить о размерах собственного успеха.
Зависть может переживаться как злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей.
Иммануил Кант делил зависть на черную зависть (когда завидующий стремится лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют также «незлобную» зависть, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но не испытывает к другому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете», - а во втором: «Я хочу иметь то, что Вы имеете».

Обиду можно описать как болезненное переживание человека, связанное с его игнорированием или отвержением партнерами по общению. Обида всегда связана с неоправданными ожиданиями и направлена на конкретного человека (обидчика). Обида как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек понимает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорбления, обмана человека, неоправданных обвинений и упреков в его адрес.
Обиженный человек «надувает губы» — нижняя губа поднимается к верхней, при этом часть ее выпячивается, подбородочная мышца сокращается и поднимает кверху кожу подбородка, причём на ней образуются небольшие ямочки. Уголки губ опущены, брови нахмурены, на глазах могут выступить слёзы.
Обида является душевной травмой, огорчением. Она включает в себя такие компоненты, как жалость к себе, ненависть и мстительность. Она может быть затаенной и тогда либо постепенно проходит, либо приводит к мыслям о мести обидчику. Нередко обида переживается остро, в виде гнева, и ведет к агрессивным действиям.
Обида сигнализирует человеку, что в его отношениях с окружающими что-то не в порядке. Важно понимать, о чем этот сигнал.


В статье рассмотрены эмоции и их проявления. Но не все люди в силу разных причин способны демонстрировать переживаемые ими эмоции.
Отсутствие внешнего проявления эмоций не значит, что человек их не испытывает, он просто скрывает свои переживания, загоняет их внутрь. Это тупиковый путь, рано или поздно спрятанные эмоции вырвутся наружу в форме аффекта или психосоматики.

Важно научиться управлять своими эмоциями, выражать их конструктивно и адекватно, делиться ими с близкими людьми.
Позволяйте своим детям выражать эмоции, учите их распознавать эмоции и чувства и при необходимости справляться с негативными переживаниями.


  • Источник: Ильин Е. П. «Эмоции и чувства.» СПб: Питер, 2001.