Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я радуюсь, видя успех моих ближних. Я желаю им добра.
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Богачкова Н.Л.

педагог-психолог

Большинство авторов рассматривают эмоции как переживание человеком своего отношения к какой-либо ситуации. Но эмоции появились в эволюционном развитии животных не для того, чтобы их переживали, а для того, чтобы помогать организовывать поведение.
Именно это качество эмоций отмечает Кэррол Изард: «Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия».
В зависимости от того, какие переживания испытывает человек (удовольствие или неудовольствие), эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «-». Но это деление условно и не соответствует положительной или отрицательной роли эмоции для данного человека в конкретной ситуации. Например, эмоцию страха принято относить к отрицательным, но если она помогает человеку избежать опасности, она, безусловно, имеет положительное значение для человека. То есть мы можем причислять ту или иную эмоцию к разряду позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и взаимодействие человека с социумом.
Иногда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные моменты. К примеру, волнение перед сдачей экзамена вряд ли кому-то доставляет радость, а вот волнение, которое чувствуют болельщики во время спортивного матча, как раз является одной из составляющих полученного ими удовольствия.

Положительными или отрицательными бывают не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека.

Эмоции нельзя свести лишь к внутреннему переживанию или к физиологическим нарушениям. Эмоция - это реакция всей личности на ситуации, к которым она не может адаптироваться. Еще Аристотель подметил связь эмоций с физиологическими реакциями организма, он писал, что эмоциональные процессы реализуются совместно «душой» и «телом».

Эмоции выражаются с помощью речи, мимики, пантомимики (позы) и жестов. Таким образом, эмоция в своем проявлении многокомпонентна. Чтобы правильно оценить эмоциональное состояние человека, нужно учитывать не отдельные проявления, а весь комплекс реакций в целом.

Наиболее ярко выражает эмоциональные оттенки лицо человека. Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л. Н. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.).
Также о переживаниях человека можно судить по характеру изменения вегетативных показателей: частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д. В настоящее время на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа, в народе называемого «детектором лжи».
Еще один способ выразить переполняющие нас чувства - психомоторные средства (выразительные движения). К таким движениям относится жестикуляция, а экспрессивные люди используют жесты даже при разговоре по телефону, не видя собеседника. Помимо жестикуляции при ярко выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты – эмоциональные действия. К ним относятся подпрыгивания от радости, вскидывание рук вверх, пританцовывание, объятия, закрывание лица руками и т.д.
Об эмоциях, испытываемых человеком, можно судить и по его речи: интонации, четкости дикции, чистоте/глухоте звучания голоса, наличию пауз и переформулировок и т.п.


Эмоции обладают рядом свойств

Универсальность – это независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают. Любая из эмоций – тревога, радость, гнев и т.д., могут возникнуть при удовлетворении самых разных потребностей.

Динамичность эмоций заключается в фазовом характере их протекания, в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение.

Суммация проявляется в том, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие человек испытывает не при первом, а при последующих воздействиях эмоциогенного фактора. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом или схожей ситуацией, раз за разом суммируются, что приводит к увеличению их интенсивности. Обычно этот процесс происходит незаметно для человека.

Адаптация выражается в притуплении, снижении остроты эмоциональных переживаний при многократном повторении одних и тех же впечатлений.

Заразительность Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение другим людям, находящимся с ним в контакте. Именно таким образом возникает всеобщее веселье, всеобщая скука, всеобщая паника.

Пластичность Одна и та же эмоция может переживаться с различными оттенками, а в некоторых ситуациях иметь противоположную окраску. Например, страх оказаться в незнакомом месте ночью может переживаться негативно, а страх от катания на «американских горках» добавляет остроты ощущений к получаемому удовольствию.

Удержание в памяти Эмоции способны долгое время храниться в памяти человека, и даже существует особый вид памяти – эмоциональная памать.

Иррадиация Это возможность распространения настроения с обстоятельств, его вызвавших, на все последующие события, воспринимаемые человеком. Так, счастливому человеку все кажется приятным и радостным, в то время как разгневанного человека все раздражает.

Амбивалентность - двойственность эмоций. Она проявляется в том, что человек может одновременно испытывать и положительные и отрицательные эмоциональные переживания в отношении одного и того же объекта (например, любовь и ненависть).


Эмоции являются важными инструментами обеспечения социального бытия человека. Основными функциями эмоций являются: оценочная, следообразования, коммуникативная, мобилизирующая, мотивационная.

Оценочная функция Эмоция дает возможность оценить смысл раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предваряет интеллектуальную переработку информации. Эмоции выступают для человека в роли внутреннего компаса, позволяющего ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, в людях и явлениях. Особенно важной эта функция оказывается в тех ситуациях, когда мы не имеем достаточной информации, и прибегаем к тому, что называем интуицией или «внутренним голосом», то есть полагаемся на свои эмоции и ощущения.

Функция следообразования Эмоция может возникать уже после того, как событие свершилось, и предпринимать что-либо поздно. По мнению П. К. Анохина, эмоции сформировались в эволюционном процессе как факторы, поддерживающие адаптивное поведение. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенной ситуацией удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения.

Функция коммуникации Благодаря эмоциям мы можем сообщить окружающим нас людям о своих чувствах и переживаниях, чтобы получить отклик и поддержку. Особенно важна эта функция для маленьких детей, которые еще не способны объяснить свое состояние словами. Для них эмоциональная коммуникация – это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром.

Функция мобилизации Еще Спиноза писал, что эмоции увеличивают или уменьшают «способность тела к действию». Немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции на стенические (от греческого «стена» - сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические - ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, что придает дополнительные силы, если нужно, например, убежать от опасности.
Активация нервной системы приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации.

Мотивационная роль эмоций Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: благодаря испытываемым эмоциям мы оцениваем значимость внешних раздражителей и возникших потребностей, эмоции участвуют в прогнозировании возможности удовлетворения потребности и в выборе цели. Эмоция сигнализирует о пользе или вреде для организма того или иного стимула, явления, еще до того, как они будут подвергнуты осознанной оценке.

Эмоции нужны нам для того, чтобы полноценно жить, взаимодействовать с миром, испытывать всевозможные чувства, отличать добро и зло, двигаться вперед.

  • Источник: Ильин Е. П. «Эмоции и чувства» СПб: Питер, 2001.