Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я смело и уверенно прокладываю путь к успеху и исполнению желаний
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Богачкова Н.Л.

педагог-психолог

Все люди на протяжении своей жизни испытывают самые разные эмоции. Но если попросить человека описать испытываемую им эмоцию, большинство из нас почувствуют затруднение.
И хотя об эмоциях написано очень много и художественных, и научных книг, до сих пор эта тема остается загадочной и до конца не раскрытой.
А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением.

Любое переживание - это волнение, неспокойное состояние. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo («потрясаю», «волную»), от которого и произошло слово «эмоция».

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Эмоциональные переживания сопровождают практически любые проявления активности человека.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным. Под настроением понимают эмоциональный процесс, выражающий отношение человека к его жизненной ситуации в целом. В обыденном представлении оно понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как наличие или отсутствие желания человека в данный момент общаться, что-то делать и т. д.
Можно сказать, что настроение – это эмоциональный фон в данный момент.

В отличие от эмоций, настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:
  • слабой интенсивностью;
  • длительностью – оно может длиться часами, а то и днями;
  • подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек зачастую слабо осознает причины, его вызвавшие (при плохом настроении у недавно проснувшегося человека говорят, что он встал не с той ноги);
  • влиянием на активность человека – постоянно присутствуя в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает нашу активность.

Конечно, настроение не возникает само по себе. П. Б. Ганушкин по этому поводу писал, что настроение не меняется беспричинно, но поводы для его изменений обыкновенно настолько незначительны, что со стороны эти изменения кажутся беспричинными. На впечатлительных людей или людей с подвижной психикой может повлиять и плохая погода, и резко сказанное слово, и воспоминание о печальном событии, то есть целая масса неучитываемых мелочей.

Чувство - психологическая функция, которая информирует человека о ценности для него тех или иных вещей, об их значимости. Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Термины "эмоция" и "чувство" зачастую употребляются как синонимы. Но, в отличие от эмоций, носящих кратковременный характер реагирования на ситуацию, чувство выражает долгосрочное отношение человека к какому-либо объекту. Чувство всегда сопровождается эмоциональным откликом.
Одно и то же чувство может выражаться через разные эмоции в зависимости от ситуации, в которой находится объект, к которому испытываются чувства. Например, когда кто-то вспоминает или говорит о любимом человеке, он обычно испытывает радость. Но также могут появляться эмоции злости или досады, если человек ревнует.
Кроме того, одна и та же эмоция может «обслуживать» разные чувства. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеху человека, которого ненавидишь.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

К чувствам нередко относят страсть, но это не вид чувства, а степень его выраженности. Можно страстно любить и страстно ненавидеть. Немецкий философ Иммануил Кант точно и красочно показал отличие страсти от аффекта, когда писал, что аффект - это неожиданность, он возникает внезапно, и стремительно достигает уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсть более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели. Аффект он сравнил с действием потока воды, сокрушающего дамбу, а страсть - с глубоководным течением, которое несется по определенному руслу.
Страстные натуры живут богатой и напряженной эмоциональной жизнью. Они преданы объекту своей страсти (любимому делу, человеку). Отношение к страстям всегда было «полем битвы» философов и теологов. Еще предшественники Сократа заявляли: «Остерегайтесь будить страсти». Аристотель считал это свойство «изъяном», и клеймил такие страсти, как алчность, ярость, радость, ненависть, зависть, за их безудержность. Стоики отвергали страсти, считая их «безрассудными душевными порывами». Однако, согласно Фоме Аквинскому, страсти ни хороши и ни дурны. Все зависит от того, насколько они подчинены контролю рассудка.
Фридрих Ницше заявил: «Без наслаждения нет жизни». Он полагал, что моральные заповеди церкви, объявившие страсти дьявольским наслаждением, направлены против счастья человека. Не давая мощным влечения выйти наружу, человек причиняет себе вред.
Страсть может иметь патологическое происхождение (например, при паранойяльном развитии личности). Но если страсть возникла из разумного, нравственного начала, она может выступать движущей силой подвигов, великих дел, открытий.

Термин «стресс» был впервые введён канадским учёным Гансом Селье в 1936 году. Он определил стресс как реакцию напряжения, возникающую в обстоятельствах чрезвычайных и призванную мобилизовать защитные силы организма. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого – заставить организм выживать, помочь ему приспособиться к новым условиям. Понимание стресса как чрезвычайного, угрожающего состояния, как общей защитной реакции присуще большинству отечественных авторов.
Раздражители, вызывающие стресс, Селье назвал стрессорами. Наиболее частыми причинами стресса являются следующие:
  • Влияние окружающей среды - холод, жара, шум и др.
  • Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.
  • Повышенные нагрузки (физические, эмоциональные, информационные).
  • Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, новая работа, выход на пенсию, переезд и т.п.
  • Монотония в трудовой деятельности или в эмоциональных контактах.
  • Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, затянувшиеся ожидания и т.п.
  • Ситуации неопределенности или угрозы.
  • Социальная изоляция, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.
Главные признаки стресса – это неконтролируемая тревога и беспокойство. К симптомам также относятся мышечное напряжение, усталость, раздражительность, расстройства сна, трудности с концентрацией внимания. Могут возникать приступы паники, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, чувство удушья, озноб или резкое повышение температуры, дрожь, тошнота и др.

Незначительные стрессы даже полезны. Они мотивируют человека к поиску выхода из затруднительных положений, помогают почувствовать полноту эмоций. Но если стрессов становится слишком много, организм слабеет, человек теряет способность решать проблемы. Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

  • Источник: Ильин Е. П. «Эмоции и чувства.» СПб: Питер, 2001.