Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Поток жизни приносит мне успех, процветание и исполнение желаний
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Богачкова Н.Л.

педагог-психолог

Коммуникативные навыки ребенка формируются в общении не только с родителями, родственниками и другими взрослыми людьми, но и со сверстниками.
Пословицы и поговорки о дружбе:
  • Будь друг, да не вдруг.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Был бы друг, найдется и досуг.
  • Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
  • Все за одного и один за всех.
  • Для милого дружка и сережку из ушка.
  • Друг за друга держаться - ничего не бояться.
  • Друг познается в беде.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Друзей много, а друга нет.
  • Зовется другом, а обирает кругом.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Кто в нраве крут, тот никому не друг.
  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.
  • Назвался другом - помогай в беде.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Солома с огнем не дружись.
  • Соха не плуг, приятель не друг.
  • С кем поведешься, от того и наберешься

Можно с уверенностью сказать, что детская дружба – это средство социализации ребенка.


Дружба со сверстниками дает ребенку возможность научиться «общению на равных», что невозможно в детско-родительских отношениях.

Потребность в общении и эмоциональном контакте, являющимися основой дружеских отношений, появляется у ребенка с первых дней жизни.

В центре «дружбы» двух – трехлетних детей находится объект, обычно это игрушка. Завладев ей, ребенок может даже забыть о товарище по игре. Но постепенно появляется настоящее взаимодействие, когда внимание ребенка сосредоточено на процессе деятельности – осмысленном обмене жестами, игрушками, принятии определенных ролей, параллельно совершенствуется речевое общение.

У четырех – шестилетних детей появляется осознанная потребность в обществе сверстников, которых не могут заменить ни взрослые, ни игрушки. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста друг, в первую очередь, – это партнер по играм, и друзьями он считает всех, кто с ним играет. При этом дети центрированы на себе и еще не умеют отличать точку зрения других ребят от своей.

В начальных классах, в возрасте 6 – 9 лет, появляется способность отличать чужие интересы от своих, но многие дети все ещё не готовы признать необходимость взаимного обмена, и ребенок ценит друзей за то, что они делают для него.

В 9 - 12 лет возникает потребность совместно переживать, делиться сокровенным. Ребенок понимает дружбу как сотрудничество ради общих интересов, взаимовыручку, у него появляется понятие доверия.

В подростковом возрасте, начиная с 12 лет, дружба осознается как устойчивые продолжительные отношения, основанные на доверии, и подростки уже могут смотреть на эти отношения с позиции постороннего наблюдателя.

Психологические исследования показывают, что роль дружбы в формировании личности ребенка исключительно велика. Дружба способствует развитию таких качеств, как уверенность в себе, самоуважение, готовность к сотрудничеству, альтруизм, бескорыстность. Дружба дает ребенку возможность научиться уважать другого человека, доверять ему.

Наличие друзей в детском возрасте является надежным индикатором, позволяющим предсказать высокий уровень самоуважения, положительные семейные установки и отсутствие депрессии в юности. Даже если у ребенка есть всего один близкий друг, это помогает ему преодолеть негативное воздействие одиночества и неприязни со стороны других ровесников.

Большинство детей, которые в младшем возрасте обзаводятся друзьями, имеют их, и повзрослев. Дети, выросшие без товарищей, труднее устанавливают контакты и во взрослой жизни.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок был популярен среди сверстников. Но важно помнить, что настоящих друзей не может быть много, и формула "чем больше, тем лучше" здесь не работает.

Истинная дружба проверяется временем, она помогает ребенку понять, что можно быть самим собой, что его принимают таким, какой он есть, что он нужен.

Ребенка может бросить друг, и тогда именно родители должны стать его поддержкой в этом сложном положении. Нужно, чтобы ребенок выговорился, постарался найти ответ на вопрос «Почему закончилась дружба?» Критика и советы взрослого здесь неуместны. Нельзя и отделаться фразами типа "Найдешь себе нового друга". Ребенок может подумать, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Реальную помощь вы окажете, если вместе с сыном или дочерью обсудите, каким должен быть настоящий друг, и насколько прервавшиеся отношения соответствовали дружеским. Постарайтесь не ругать бывшего друга, возможно, они еще помирятся.

Бывает, что родителям не нравится друг ребенка. Попробуйте в доверительном разговоре выяснить, что именно привлекает ребенка в его товарище, возможно, вы поймете, что были излишне требовательны и избирательны. Если же эта дружба реально опасна для вашего сына или дочери, твердо скажите, что вам важнее его безопасность, чем обида на запрет общаться с другом.

Бывает так, что детям для установления дружеских отношений нужна помощь родителей. Если вы видите, что ваш ребенок стесняется подойти к ребятам на прогулке, его не приглашают на дни рождения одноклассники, из школы он идет в одиночестве, – постарайтесь найти время и возможности, чтобы изменить ситуацию. Можно записать ребенка в кружок или секцию – там у него обязательно появятся приятели, ведь их будет объединять общий интерес. Приглашайте ребят к вам домой, и своего ребенка отпускайте в гости. Если вы собираетесь в кино, на спортивный матч, на выставку – предложите ребенку позвать с собой друга. На день рождения обязательно собирайте товарищей именинника, и пусть он сам решает, кого пригласить. А у вас будет возможность понаблюдать за взаимодействием детей.

Если, несмотря на все ваши усилия, у ребенка по-прежнему нет товарищей, имеет смысл обратиться к специалисту-психологу.