Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я излучаю сияние успеха
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17


Н.Л. Богачкова

Педагог-психолог


Помимо игр на бумаге, о которых речь шла в предыдущей статье, с детьми можно поиграть, например, в карты. Существует мнение, что карты – не детская забава, но, как правило, те, кто это утверждает, просто не в курсе, что карточных игр гораздо больше, чем они себе представляют.

И игры, о которых мы сейчас поговорим, ничуть не опаснее обычного «Лото». Эти игры помогут развить у ребенка память, внимание, моторику, научат быстро считать и принимать решения. К тому же, играя с родителями, ребенок воспринимает карточные игры как интересный досуг, и в дальнейшем у него не возникнет нездорового интереса к картам.
Для начала расскажите ребенку, что карты делятся по старшинству. Самая «младшая» – шесть, чуть старше – семь, и т.д. Затем обратите внимание, что всех карт в колоде по четыре, и отличаются они мастью – особым значком. Кстати, знаете ли Вы, что раньше черный значок «пика», изображали зеленым цветом? Он был символом весны, силы, энергии. Красный ромб – «бубна», он обозначал лето, огонь и все новое. «Трефы», или «крести» раньше рисовали в виде скрещенных шпаг (отсюда и крест) и символизировали осень, порядочность, бескорыстие. Красное сердце – «червы» – символ красоты, милосердия и зимней чистоты. Название «червы» происходит от слова «червонная», т.е. красная.
Чтобы ребенок начал хорошо ориентироваться в колоде, а заодно потренировал внимание и моторику, попросите его отыскивать определенные карты – бубнового туза, пиковую семерку, короля треф и т.д.

Для тренировки памяти можно поиграть в Запоминайку - аналог известной игры “Мемори”. Перетасуйте карты и разложите их в шесть рядов по шесть карт рубашкой вверх. Делайте ходы, переворачивая по две карты и пытаясь найти пары. Цвет и масть значения не имеют. Запоминайте, где лежит какая карта. Если у вас сложилась пара, запишите себе очко, отложите эту пару лицом вниз и сделайте еще один ход. Когда все карты будут разобраны по парам, сосчитайте очки. У кого их больше - тот и выиграл.

И детям, и взрослым постарше наверняка придется по вкусу игра Смешной король. Это простая, веселая и безобидная игра. Количество игроков может быть любым. Все карты раздаются поровну между игроками и кладутся возле каждого стопкой, рубашкой вверх. Каждый играющий по кругу открывает по одной верхней карте до тех пор, пока не выпадет король. Как только это произошло, все игроки опускают руки на стол и замирают. Шевелиться и смеяться нельзя, допустимо лишь двигать глазами, внимательно высматривая, не нарушит ли главное правило кто-нибудь из собратьев по игре. Тот, кто пошевелился или засмеялся, забирает все карты и кладет их снизу своих. Игра продолжается до тех пор, пока вся колода не сосредоточится у одного, самого смешливого игрока. Он и признается побежденным. По правилам игры даже те игроки, у которых уже не осталось карт, доигрывают до конца. Ведь они тоже могут засмеяться или пошевелиться. Если это произойдет, то карты у них снова появятся. Игра тренирует выдержку, учит спокойствию и сосредоточенности.

Для развития моторики и координации движений хороша игра Мокрая курица. Здесь не имеют значения ни масти, ни достоинство карт. Рассыпьте колоду на столе рубашками вверх, чтобы образовалась небольшая кучка. Две любые карты поставьте сверху в виде «шалашика». Теперь по очереди начинаем вытаскивать по одной карте из-под карточного домика. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы домик не развалился. Кто потянет карту неудачно и разрушит теремок – тот и проиграл. В игре может участвовать любое количество игроков.

Если собралась компания детей - предложите игру в Зеваку. Отсортируйте карты по семьям - все тузы, все короли и т.п. Если играют три человека, в колоду положите шесть карточных семейств, если четыре человека, то восемь семей. Карты раздайте поровну. Договоритесь, кто будет ходить первым. Проанализировав свои карты, каждый участник решает, какую четверку он будет собирать. Первый игрок обменивается с соседом слева картой, которую кладет лицом вниз. Отдав свою ненужную карту, каждый участник надеется получить необходимую ему. Второй игрок, участвующий в обмене, анализирует теперь свои карты и тоже обменивается картами с соседом слева. Если какой-то игрок собрал четверку одного достоинства, например, все тузы, он старается тихо и незаметно положить свои карты на стол. И все игроки повторяют это за ним. Тот, кто зазевался и последним бросил карты на стол, - “Зевака”. Игра развивает внимание, наблюдательность и быстроту реакции.

Бонжур, мадам! Эта игра хорошо развивает реакцию, и в нее могут играть даже дошкольники. Играть можно вдвоем, втроем и вчетвером. Раздайте всю колоду игрокам и договоритесь, какие действия вы будете совершать при определенной карте. Например, увидев валета, нужно воскликнуть “Пардон, месье!”, увидев даму - “Бонжур, мадам!”, короля - “отдать честь”, т.е. приложить руку к голове, а когда выпадет туз - хлопнуть ладонью по столу. Игроки играют вслепую, т.е. никто не видит своих карт. Кладут свою стопку перед собой и ходят верхней картой, а добытые кладут снизу. Ходит первый игрок, открывает свою карту и кладет на середину стола. Если попалась картинка, играющие выполняют действия, соответствующие этой картинке. Кто выполнил первым, забирает карты себе. Играющие по очереди открывают по одной карте и кладут их друг на друга посередине стола. Игра должна проходить в быстром темпе и продолжаться до тех пор, пока вся колода не окажется у одного игрока.
Когда игра будет освоена, и вы захотите усложнить правила, можно придумать задания и для других карт (мяукнуть, залаять и т.п.)

Если вы хотите развить в детях сдержанность и внимание – поиграйте в Черный Петр и Фофаны. Для игры «Черный Петр» необходимо забрать из колоды 3-х тузов. Оставшийся туз – это и есть «Черный Петр». Все карты раздаются игрокам. Игроки рассматривают свои карты и выбрасывают парные (две десятки, два короля и т.п.). Тот, кто ходит первым, вытаскивает у соседа одну карту, и если у игрока есть парная к ней, выбрасывает обе эти карты. Теперь карту тянут у него. Так продолжается до тех пор, пока все пары не будут сброшены. Тот игрок, у которого осталась последняя карта, туз, проиграл. Игра «Фофаны» также тренирует внимание. Она похожа на предыдущую, только здесь никто заранее не знает, какая карта окажется лишней. Из колоды вытаскивается одна карта наугад, никому не показывается и прячется. После этого все карты раздаются между игроками поровну. Как и в «Черном Петре», игроки отбрасывают все имеющиеся у них парные карты, а затем по часовой стрелке начинают вытаскивать по одной карте у соседа. Парные карты по-прежнему отбрасываются. Выбросившие все карты игроки выходят из игры. Проигрывает (или выигрывает – как договоритесь) тот, кто остался с одной картой. Она называется «фофана», это ее пара вышла из игры в самом начале.

В игре Иди на базар принимает участие от двух до шести человек. Если играют двое или трое, каждый получает по шесть карт, если игроков больше - по пять карт. Оставшаяся колода кладется в центр стола рубашкой вверх. Цель – собрать у себя как можно больше карт одного достоинства - всех валетов, всех дам и т.п. Если вы считаете, что вам необходима десятка, то просите ее у следующего игрока: “Дай, пожалуйста, десятку”. Если у него есть десятка, он обязан ее отдать, если нет, говорит: “Иди на базар!”. Это означает, что вы должны открыть первую карту из колоды. Если открытая карта оказалась десяткой, вы забираете ее и получаете право сделать еще один ход. Если открытая карта не десятка - вы опять же забираете ее себе, а ход переходит к другому игроку. Как только игрок собрал четыре карты одного достоинства, он кладет их на стол рядом с собой и продолжает играть. Если колода карт уже закончилась, игра продолжается, но уже без “базара”. Если у игрока закончились карты, он выбывает из игры. Когда у всех игроков закончились карты - игра завершена. Побеждает тот, кто собрал больше всех комплектов.

В Девятку, где нужно внимание, играют от 3 до 6 игроков. Карты раздаются поровну. Цель игры – первым избавиться от своих карт. Карты выкладываются в четыре горизонтальных ряда по мастям. Право первого хода принадлежит игроку, у которого есть трефовая девятка. Он выкладывает ее на стол. Следующий игрок может положить справа или слева от нее трефовые восьмерку или десятку, продолжая горизонтальный ряд. Или он может начать еще один ряд, положив девятку любой другой масти. Игроки делают ходы по очереди, выкладывая за ход по одной карте. Если нужной карты нет, ход пропускается.

Более сложные правила у игры со странным названием Мяу-мяу. Здесь важно запомнить, что каждая карта «стоит» определенное количество очков. Туз – 11 очков, король – 4, дама – 3, валет – 2 очка. Остальные карты соответствуют своему номиналу, т.е. десятка – это 10, семерка – 7 и т.п. Цель игры: избавиться от своих карт, получив наименьшее количество штрафных очков. Игра развивает память и внимание, учит ребенка анализировать и считать. Каждый игрок получает по 5 карт, остальные кладутся стопкой в центр стола. Рядом игроки по очереди выкладывают по одной карте таким образом, чтобы она совпадала с предыдущей либо по масти, либо по достоинству (т.е. на бубновую десятку можно положить любую другую десятку или любую карту бубновой масти). Понятно, что в первую очередь нужно избавляться от «больших» карт – тузов, десяток и т.п. Особые преимущества – у валетов, их можно объявить любой картой любой масти. Если игроку нечем ходить, он берет карту из колоды в центре. Если и это не помогло – пропускает ход. Как только у кого-то из игроков заканчиваются карты, остальные игроки подсчитывают штрафные очки за оставшиеся на руках карты. Игра ведется до 100 очков. Привлекайте ребенка к подсчету очков, и очень скоро он будет с легкостью складывать числа в пределах сотни.

Источники:
  • журнал «Игра и дети», №3, 2003 год
  • http://2mm.ru/