Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Мое мышление настроено на успех
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Эмоционально-развивающие игры

Н.Л. Богачкова

педагог-психолог

Снять внутреннее напряжение и почувствовать себя свободно застенчивым детям помогут специально организованные игры. В играх обязательно должен участвовать взрослый.
Различная походка (упражнение, предложенное В.Леви; для детей 7-10 лет)
Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:
  • малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,
  • глубокий старик,
  • пьяный,
  • лев,
  • горилла,
  • артист на сцене.
Можете также предложить детям любые другие варианты.

Расскажи стихотворение (игра, предложенная В.Леви, подходит для детей 8-12 лет)
Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простой, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а
  • шепотом,
  • с максимальной громкостью,
  • с пулеметной скоростью,
  • со скоростью улитки,
  • как робот,
  • как иностранец.
При желании можете включить в задание свои варианты

Фанты (для детей 6-14 лет)
Эта игра неизменно вызывает у детей восторг. Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребенку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то веселая игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний.
Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить:
  • обезьяну
  • льва
  • ежика или дикобраза (не только пантомимой, можно придумать себе шуточный костюм)
  • павлина
  • ворону
  • дятла
  • Бабку-Ежку
  • пьяницу
  • хулигана
  • дряхлого старичка
  • маленького капризного ребенка
  • рассерженную маму
  • грозного папу
  • пирата
  • мага
  • лунатика
  • первобытного человека.

Конспиратор (игра, предложенная В.Петрусинским, рекомендуется для детей 5-10 лет)
Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор — тот, кого узнали последним.

Рисуем город (для детей 5-8 лет)
Как правило, «городские зарисовки» детей не отличаются оригинальностью: машины, дома, человечки. Иногда деревья и светофоры.
Вы же предложите ему делать жанровые зарисовки. Никаких новых умений для этого не требуется (дети часто отказываются что-то нарисовать, боясь неудачи). Элементы будут все те же, только в разных сочетаниях. А главное, в рисунках появится сюжет. Не просто улица и машины, а мальчик хочет перебежать через дорогу, но прохожий останавливает его. И вовремя! Мальчик чуть не попал под колеса... А вот милиционер объясняет приезжим, как пройти на Красную площадь. А вот ребята играют в снежки и катаются с горки.
Вспоминайте, что вы видели на прогулке, подсказывайте идеи рисунков. При этом незаметно направляйте внимание ребенка на взаимоотношения самых разных людей. Давайте ему понять, что человеческие контакты пронизывают всю нашу жизнь. И пусть он творит по принципу «один пишем, три в уме»: не столько рисует, сколько придумывает. Что сделал изображенный человек? Что сказал? А что ему сказали в ответ? Какое у него было настроение?

Что бывает зеленым? (для детей 4-8 лет) Старайтесь привлечь к этой игре побольше детей. Ведущий задает вопрос «Что бывает?..» по очереди всем играющим, они отвечают. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество ответов. На место слова «зеленый» можно поставить любое другое, обозначающее цвет, форму, вкус и т.п. Естественно, уровень сложности вопросов должен соответствовать возрасту и развитию детей. Четырехлеток бессмысленно спрашивать «Что бывает овальным или шелковистым?», а восьмилетним детям ответы на такие вопросы будут уже уместны. Когда ваш ребенок освоит эту игру, усложните правила. Теперь игра должна вестись на время. Поставьте временную границу (например, 10 секунд или чуть больше, а сами можете незаметно давать некоторым детям поблажку, чтобы они не оказывались постоянно побежденными). Не сообразивший вовремя, что ответить, вылетает из игры. Чтобы дольше поддерживать интерес к ней, давайте победителям маленькие призы.

Как связать два слова? (для детей 7-14 лет)
Эта игра требует участия взрослого, который бы ее организовывал. Взрослый или кто-то из игроков называет любые два слова, а другие игроки по очереди придумывают, какая может быть между ними связь. Например, «огурцы» и «мальчик». Вариантов может быть много: «Мальчик ест огурцы», «у мальчика голова продолговатая, как огурец», «мальчик от злости позеленел, словно огурец» и т.п. За каждый вариант ответа игрок получает очко. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков. Если в игре раздаются призы, поощряйте ребят и за самый оригинальный, нестандартный, но в то же время имеющий смысл ответ.

Салочки (для детей 4-12 лет)
Стеснительным детям полезны любые подвижные игры с участием взрослых. При этом взрослые должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и, главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые всегда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.
Разновидностей «салочек» очень много: обычные; «салки-ножки-на весу», когда севшего на скамейку нельзя осалить; «салки-в-домике», когда играющий должен успеть очертить магический круг, внутри которого он недостижим для водящего; «салки-приседалки» — кто присел, тот не осаливается.

Побежали! (для детей 5-12 лет)
Условие игры - бег наперегонки. Но не простой, а «с выкрутасами». Вот примерный перечень вариантов:
  • бежать боком
  • пятиться задом
  • бежать на четвереньках
  • идти гусиным шагом
  • допрыгать до финиша на одной ножке
  • допрыгать на корточках
  • доползти по-пластунски
  • добраться до финиша, кувыркаясь через голову.
Затевая эти игры, непременно оцените физические возможности застенчивого ребенка и не ставьте его в заведомо проигрышное положение.

Литература:
  • "Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка" Т.Л. Шишова