Документы  
 
КМС  
 
Специалисты  
 
 
Платные образовательные услуги  
Я радуюсь, видя успех моих ближних. Я желаю им добра.
Горячая линияГорячая линия

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Детская застенчивость

Н.Л. Богачкова

педагог-психолог
Застенчивые дети – это, как правило, доброжелательные, робкие, чувствительные к критике дети. Они стараются привлекать к себе как можно меньше внимания, их постоянно беспокоит, что о них подумают, как они будут выглядеть в глазах других людей. Они боятся проявить инициативу, отвечать у доски, присоединиться к играющим сверстникам и т.п.
  • Застенчивость у ребенка (да и у взрослого) можно определить по следующим признакам:
  • Скованность движений, зажатость
  • Односложная, неразборчивая или еле слышная речь
  • Покраснение лица
  • Отсутствие ярких эмоций
  • Стесненное дыхание
  • Отсутствие визуального контакта (отводит глаза)
  • Повышенная тревожность
Надо помнить о том, что застенчивость не связана с уровнем интеллектуального развития ребенка. Застенчивые дети не хуже остальных ребят справляются с заданиями, и даже могут обладать большими способностями в разных областях. Но малейшее замечание, не говоря уже о критике, вызывают у таких детей сильное смущение и неуверенность в себе, и могут привести к отказу от деятельности.

В тех случаях, когда детям предлагают освоить что-то новое, застенчивый ребенок боится выглядеть смешным, непонятливым, неумелым, и при этом стесняется попросить помощи. А тем временем его незастенчивые сверстники, даже при более низком уровне подготовки, справляются с заданием. Застенчивый ребенок испытывает огромное внутреннее напряжение!

Многие думают, что у застенчивых детей снижена самооценка. На самом деле это не совсем так. Довольно часто застенчивый ребенок считает себя хорошим, но при этом ему кажется, что другие люди относятся к нему хуже, чем он заслуживает. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка. Это приводит к тому, что такой ребенок сосредоточен не на том, что он делает, а на том, как его оценят.

Безусловно, для преодоления застенчивости детям просто необходима помощь взрослых, и в первую очередь - помощь родителей. Так что же могут сделать мама и папа для своего ребенка?

1. Расскажите ребенку о собственной застенчивости. Согласно исследованиям, около 50% людей считают себя застенчивыми, а еще 40% испытывают застенчивость время от времени. Родители помогут застенчивому ребенку, если расскажут ему, что тоже были такими в детстве, и приведут примеры, когда им удавалось преодолеть свою робость. Можно сказать, что вы понимаете, что ему страшно куда-то идти или с кем-то разговаривать, что вы сами иногда чувствуете то же самое.

2. Не навешивайте ярлыки. Ни при каких обстоятельствах не называйте своего ребенка робким или застенчивым, а также не позволяйте этого другим людям.

3. Готовьте ребенка как к успеху, так и к неудаче. Ребенку важно объяснить, что никто не застрахован от неудачи, но в этом нет ничего непоправимого.

4. Предложите ребенку написать список своих положительных и отрицательных качеств. Помогите ребенку найти побольше положительных качеств, и увидите, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!

5. В сложных и новых ситуациях будьте рядом со своим ребенком. Если вы идете в незнакомое для ребенка место, не оставляйте его там в одиночестве. Держите его за руку, пока он не привыкнет к обстановке и дождитесь, когда он сам отпустит вашу руку. Подойдите к другим детям и начните разговор с ними, через некоторое время ваш ребенок тоже вступит в разговор. Застенчивому ребенку надо знать, что близкий человек находится рядом и при необходимости окажет ему поддержку.

6. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок более общителен, чем на те, когда он застенчив. Напоминайте ребенку о его сильных сторонах и успехах.

7. Прорепетируйте с ребенком незнакомые ситуации. Это может быть как поход в гости, так и переход в другую школу. Поговорите с ребенком о том, что он может увидеть, услышать или сделать. Чем больше вы познакомите ребенка с новой ситуацией, тем меньше он будет опасаться того, что ему предстоит.

8. Объясните ребенку, как можно стать интересным для сверстников. Например, быть начитанным, или уметь делать что-то необычное, или начать собирать какую-либо коллекцию и т.п.

9. Позволяйте детям выражать свое мнение, и даже несогласие с вами. Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми.

10. Хвалите дела и поступки ребенка, а не его самого. Нужно построить свой комментарий таким образом, чтобы дети сами делали положительные выводы о себе и своих способностях.

11. Ставьте перед застенчивым ребенком реалистичные цели. Например: выступить перед классом с докладом, присоединиться к игре других детей, задать учителю вопрос. Можно завести специальный календарь и отмечать звездочкой каждый день, когда ребенок выполнил намеченную цель.

Для того, чтобы ребенок смог представить себя в роли уверенного в себе сверстника, можно предложить ему поиграть в игру. В качестве примера выберите знакомого бойкого ребенка – назовем его условно «Сережа». Пусть сначала ваш сын (дочь) проговорит вслух, какие черты характеризуют Сережу как лидера, независимого, незастенчивого, умеющего общаться. Затем надо представить конкретную ситуацию: как Сережа предлагает ребятам во дворе поиграть в игру, или как он вступает в игру, которая началась до того, как он вышел на улицу? Какие слова при этом говорит, с какой интонацией? Как он выглядит? Какое у него выражение лица, мимика, жесты? Если вашему ребенку трудно воспроизвести эти нюансы, на прогулке понаблюдайте за реальным Сережей. Дома обсудите все увиденное. Следующий этап – попросите, чтобы Ваш ребенок описал себя в аналогичной ситуации. Конечно же, он поймет, в чем разница между ним и Сережей. А затем пусть ребенок попробует «взять» себе какие-то элементы поведения Сережи, которые помогут Вашему сыну или дочери стать более раскрепощенным и непринужденным.

Многие дети по мере взросления избавляются от застенчивости. Просто нужно помочь им убедиться в том, что это естественное чувство, и что ребенок вполне способен управлять своими чувствами.

В статье использованы материалы:
  • Х. Джайнот "Родители и дети
  • Филипп Зимбардо и Ширли Рэдл "Застенчивый ребенок"